16.11.2006 | 12:22

"Фауст". Окончательный вариант Някрошюса

Эймунтас Някрошюс – один из немногих, ныне действующих режиссеров, которых критики решаются называть гениями. Спектакль "Фауст" впервые в России был показан на фестивале "Балтийский дом". Тогда автор сопроводил показ подзаголовком "эскиз к спектаклю". В том смысле, что постановка не завершена. Хотя ни зрители, ни даже критики никакой незавершенности не увидели, а увидели точность метафор, густоту сценического текста, блестящую игру актеров театра "Мено Фортас". В Москву, на фестиваль "Сезон Станиславского", Някрошюс привез окончательный, с его точки зрения, вариант. Рассказывают "Новости культуры".

Пришли все, а кто не смог, придет на следующий день, поскольку пропустить премьеру Някрошюса в Москве никак нельзя. "Фауст" – большой спектакль, с двумя антрактами и почти четырехчасовым действием. Как всегда, в спектаклях Някрошюса, в него надо погрузиться целиком, с головой. "Някрошюс интересен всем, как мыслитель, как философ", – убеждена народная артистка России Людмила Максакова.

Если бы вы могли, не продав души, перешагнуть из сиюминутности в другое время, какой период вы бы выбрали, свое прошлое или будущее? На этот вопрос Някрошюс отвечать отказывается. Он вообще не принимает никакой определенности, черное и белое – это не его цвета. "Мы терялись на репетициях, а Гете терялся в своем романе, так что ошибки есть и у нас, и у Гете", – утверждает режиссер. У профессионалов, сидящих в зале, куда больше определенности в отношении к театру Някрошюса. Все уверены, что режиссер предлагает нам редкую возможность не просто воспринимать происходящее на сцене, но и активно думать, разгадывать ребусы, тренировать ум.

"Мы сидим в зале и разгадываем эти знаки, символы, которые наполнены литовским коренным сознанием", – говорит хореограф Алла Сигалова. "Возвращение к корневому, глубинному, здесь много метафизики", – считает режиссер Кирилл Серебренников. В этом спектакле Бог в домашних вязаных носках, с нервной морщинкой на лбу. Рядом с ним – мощный, крепко стоящий на ногах Фауст, Владас Багдонас. Человек сильнее обстоятельств, даже если они даны нам свыше, – на этом Эймунтас Някрошюс, который не терпит категоричности, все-таки готов настаивать всерьез.

Читайте также:
Някрошюс представляет "Фауста"