03.04.2012 | 10:32

Сегодня исполняется 75 лет народному артисту России Марку Розовскому

Сегодня поздравления с юбилеем принимает Марк Розовский. Создатель и бессменный руководитель театра «У Никитских ворот» отмечает 75-летие. Он приехал в Москву с Дальнего Востока, чтобы стать журналистом, а стал… знаменитым режиссером. Рассказывают «Новости культуры».

Главный, долгожданный подарок к юбилею Марка Розовского уже случился – новое здание театра «У Никитских ворот». Здесь не только зал, рассчитанный на 250 мест, сцена-трансформер, оснащенная современным световым и звуковым оборудованием, но и новый кабинет художественного руководителя – к нему Марк Розовский до конца еще не привык.

«Я вот в это кресло, например, боюсь садиться и всего два раза на краешек присел, – признается Марк Розовский. – Честно скажу, чувствовал себя непривычно. В общем надо привыкать, так что вот сижу здесь».

Розовский ворвался в театральную жизнь стремительно как метеор, его имя гремело на всю Москву. Без режиссерского образования он сумел превратить студенческий театр МГУ «Наш дом» в культовое место, собиравшее весь цвет театральной Москвы. Громкие, яркие, неординарные постановки – их обсуждали, их запрещали. Век «Нашего дома» оказался недолог: спустя 10 лет его закрыли по цензурным соображениям. Но явление «театра Марка Розовского» состоялось, рождение сверхновых звезд произошло.

«Это Гена Хазанов, Саша Филиппенко, Семен Фарада, Люса Петрушевская, Саша Карпов, Миша Филипов – почти все народные артисты!» – говорит Марк Розовский.

Спектакли Розовского становилась событием. Его «История лошади» покорила Бродвей, с успехом шла на многих сценах мира. В России Розовский успел поработать почти со всеми ведущими театрами. В БДТ поставил «Бедную Лизу», в Московском художественном – «Амадея».

«Розовский гремел в России, – рассказывает ректор школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский. – Это один из первых рожденных снизу театров, он стоял в одном ряду с «Современником». Неслучайно он дружил с Ефремовым и поставил у нас в Художественном спектакль, который идет у нас с 83 года. Это первая роль Сальери, с ней Табаков пришел - это вообще, наверное, рекорд во всей истории Художественного театра».

Каждая новая постановка для Розовского – своеобразный вызов. Не сторонник простых решений, он берется за то, за что не каждый возьмется. Высокую литературу превращать в спектакль – фирменный почерк режиссера Розовского.

«Я вообще всегда любил несценичную литературу и всегда пытался в меру сил, сообщить ей сверхтеатр, и мне всегда было интересно сделать то, что для сцены не предназначено!» – рассказывает Розовский.

Розовский – автор сценария десятка кинофильмов. Среди них и культовый – «Д’Артаньян и три мушкетера». В нем Розовский еще и спел за одного из актеров

«Он делает это так заразительно, так упорно, что не уступить этому просто невозможно, и поэтому я всегда послушно сажусь за рояль, аккомпанирую ему, где бы то ни было, и он использует любую возможность попеть – в спектакле, на вечеринке у друзей, – рассказывает Максим Дунаевский. – Он очень музыкальный человек, на самом деле он сочиняет музыку, и я бы должен быть конкурентом и ревновать, но это талантливо, очень талантливо».

Ему кажется все подвластно – ставить спектакли и сочинять для них музыку, писать книги и снимать кино. Марк Розовский не устает экспериментировать, вновь и вновь подтверждая свой титул «генератора идей», «человека-оркестра».

Читайте также: 

Марк Розовский: "Я никогда не был один"