16.11.2006 | 14:55

Артистичный Свердлин

О театральных работах Льва Свердлина до сих пор ходят легенды. Он был учеником Мейерхольда и приверженцем "биомеханической игры", и все же настоящая любовь зрителя пришла к нему, благодаря кинообразам. Он сыграл на экране весь интернационал Советского Союза. Монгол, татарин, еврей, таджик и армянин, – в каждой роли он был невероятно обаятелен, а в его экранного грузина сразу влюбилась вся Грузия. Сегодня исполняется 105 лет со дня рождения актера и режиссера Льва Свердлина. Рассказывают "Новости культуры".

Лев Свердлин работал с самого детства: сначала в магазине, затем конюхом в цирке, позднее – помощником киномеханика и учеником конторщика. Однако он мечтал стать большим артистом. Ему казалось, для этого у него есть абсолютно все: высокий рост, римский профиль и то, что называют "артистичностью". Случай свел его с Всеволодом Мейерхольдом, который организовал театр и пригласил юного Свердлина в свою труппу. Он проработал у Мейерхольда ровно 15 лет. Сыграл механика, завхоза и бухгалтера, короля и военачальника. Ролей в театре было много, но все сплошь проходные, ведь Мейерхольд по-прежнему считал Свердлина артистичным, но не одаренным.

В кино Лев Свердлин попал не случайно: пришел к режиссеру Борису Барнету и сказал: "Хочу сняться в вашем новом фильме, пою, танцую, пишу стихи". Барнет посмотрел на римский профиль Свердлина и дал ему роль рыбака. Вскоре братья Васильевы приглашают его в свой фильм "Волочаевские дни", где он колоритно сыграл белогвардейского полковника. Говорят, когда режиссер Александр Зархи увидел артиста на экране, то сразу понял: это и есть его Сухэ-Батор, а вот Яков Протазанов разглядел в Свердлине Насреддина.

После войны в квартире Свердлиных на Ленинском проспекте стало собираться много народу. На яблочный пирог его супруги приходили друзья, знакомые и студенты. Преподавание во ВГИКе и ГИТИСе отнимало много времени и сил, но главными для него по-прежнему оставались сцена и съемочная площадка. С тех пор он стал звездой Театра Маяковского, а в кино давно уже не играл в эпизодах. В фильмах "Молодая гвардия" Герасимова, "Минин и Пожарский" Пудовкина, "Первый троллейбус" Анненского у него большие роли.

Говорят, Свердлин всегда опаздывал на репетиции в театре. Потому что знал: когда все уже на месте, значит внутренне собрались и готовы начать работать. Работа для него всегда была главным, иначе не получилось бы из артистичного юноши из бедной семьи, приехавшего в столицу, большого артиста.