17.11.2006 | 13:17

Великий сказочник советского кинематографа

17 ноября – день рождения режиссера, которого зрители называли великим сказочником, а коллеги по съемочной площадке – Иваном Грозным. По его фильмографии можно изучать историю советского кино. В ней и всенародно любимые "Кубанские казаки", и сложные экранизации Достоевского. Сегодня исполняется 105 лет со дня рождения Ивана Александровича Пырьева. Рассказывают "Новости культуры".

"Я, брат, очень необразован, но я много обо всем думаю: вот красота, например, – страшная вещь!", – говорит герой "Братьев Карамазовых". Первыми университетами Ивана Александровича был Рабочий театр пролеткульта и Театр великого экспериментатора Мейерхольда. По свидетельствам очевидцев, тогда, в 20-е, новобранец был склонен к скандированию стихов Маяковского и кулачному бою. В кино же впервые Пырьев попал в качестве актера, хоть и к мастеру Эзейнштейну, но сниматься будущему знаменитому советскому режиссеру пришлось всего лишь в буффонадной короткометражке.

Первой самостоятельной картиной Пырьева становится "Посторонняя женщина" 1924 года. Во второй половине 30-х на экраны выходит фильм "Партийный билет", за который Пырьева увольняют из Госкино, и режиссер уезжает в Киев. Возможно именно здесь все истоки будущей сказочности фильмов, прославивших режиссера. Картины про колхозников, трактористов, простых советских трудящихся начинают появляться, как грибы после дождя. Пырьев возвращается в Москву и снимает "Богатую невесту", "Трактористов", "Сказание о земле Cибирской", "Свинарку и Пастуха". Тут даже Эйзенштейн не выдержал и нарисовал карикатуру, подписав ее "Пастушка и Свинарь". На студии все начали ходить с носовыми платочками на голове, как колхозники, но Пырьев на провокации упорно не отвечал.

В 1949 году появляется фильм "Кубанские казаки", и тогда к нему действительно приходит слава. "Я молодой еще был. Ну как не сняться у такого режиссера? Деревня была голодная, и старушки не понимали, спрашивали: а это что, сказка какая? Я им говорю: да нет, это про нашу жизнь, а они – да как тебе не стыдно, молодой такой, а врешь уже!", – вспоминает режиссер Юрий Любимов. "Те, кто не воспринимает пырьевские картины, упрекает его в том, что они были лживо-сказочными, слишком счастливыми. Я не согласна с этим, потому что если бы они не были искренними, эти картины, они бы не затронули душу зрителя", – убеждена народная артистка СССР Вера Васильева.

Последние десять лет жизни Иван Пырьев руководил Мосфильмом и создал фундаментальные полотна "Идиот" и "Братья Карамазовы" по Достоевскому. Неожиданный поворот после простодушных колхозников многие объясняют тем, что у Достоевского слишком много слова "вдруг" в тексте, как было и в жизни Пырьева. Картину "Братья Карамазовы" режиссер доснять не успел. В 1968 году ее завершали уже другие.

Читайте также:
Иван Пырьев. Право показать идеальную жизнь