17.11.2006 | 15:45

От царской охранки до федеральной службы охраны

Впервые без грифа "Совершенно секретно". На выставке, посвященной 125-летию Государственной охраны России, представлено около трехсот уникальных экспонатов из музеев Москвы и Санкт-Петербурга. Собственная Его Императорского Величества охрана была учреждена в 1881 году указом Александра III. Об этапах большого пути рассказывают "Новости культуры".

От царской охранки до федеральной службы охраны. Годом рождения службы, призванной охранять высших должностных лиц России, стал год покушения народовольцев на императора Александра II. Мундир, в котором император был в роковой день 1 марта 1881 года, открывает экспозицию. "Я поставила условие, что без этого костюма выставки не будет. Благодарим руководство Эрмитажа. Он сохранен, как был тогда, а ему, на минуточку, 125 лет", – рассказывает научный куратор выставки Алия Барковец.

О самых громких покушениях XIX – XX веков рассказывают и другие экспонаты. Нарпимер, фотографии с места гибели великого князя Сергея Александровича или грустное напоминание о гибели царской семьи, подлинный рисунок цесаревича Алексея. "Все выставляемые предметы бесценны, и страховая сумма очень большая, очень внушительная, но охрана перевозки и экспонирования на достойном уровне", – говорит руководитель отдела по связям с общественностью и СМИ Федеральной службы охраны Сергей Девятых.

На выставке есть экспонаты, представляющие и переломный момент истории. Теперь те, от кого охраняли государей, сами стали объектами охраны. Здесь есть свидетельства покушения на Ленина: пальто вождя мирового пролетариата, на котором следы от пуль помечены крестиками. В следующем зале – прострелянная кепка Кирова, а напротив – другой экспонат: праздничный мундир Генералиссимуса и личный телефонный аппарат экстренной связи товарища Сталина. Экспозиция рассказывает также о том, каким образом и от кого охраняли Хрущева и Брежнева. Современный период представлен пока парадными мундирами, наградами и полковым знаменем, которое выполнено в лучших традициях произведений искусства.