20.11.2006 | 17:09

"Реквием". Переосмысление в духе Моцарта

Премьера "Реквиема" Моцарта, – это звучит почти абсурдно. Тем не менее, накануне в Московской консерватории последнее произведение великого композитора впервые прозвучало по-новому. Камерный хор под управлением Владимира Минина в сопровождение оркестра "Виртуозы Москвы" исполнили "Реквием" в малоизвестной редакции Франца Бейера. Рассказывают "Новости культуры".

Последняя болезнь Моцарта длилась 15 дней. Сильный жар и нескончаемые боли. Моцарт был практически парализован, но продолжал работать и напевал мелодии из своего "Реквиема" ученику и другу Зюсмайеру. Именно Зюсмайер и закончил реквием ввиду внезапной кончины Моцарта. Отсюда начинается история редакций "Реквиема", самую известную из которых сделал Зюсмайер. "При жизни Зюсмайера было много в его адрес критики. Гармонизация, голосоведение, несоответствие инструментовки содержанию и смыслу слова", – рассказывает Владимир Минин.

Почти 200 лет спустя, немецкий исследователь Франц Бейер, проведя скрупулезный анализ черновиков Моцарта, пишет совсем другой вариант. Он находит продолжение "Реквиема". Моцарт не остановился на части "Лакримоза". Кроме этого, он научно доказывает, что партитура Моцарта должна быть именно такой.

Удивительно, что всю жизнь мы слышали "Реквием" Моцарта совсем не в той инструментовке, в которой сам Моцарт хотел бы оставить его нам. Это, примерно, то же самое, что видеть Джоконду, написанную не теми красками, которые подобрал для нее Леонардо да Винчи. Бейер в своей редакции гораздо ближе к звуковой палитре Моцарта. Бейер меняет не более пятидесяти процентов предыдущей редакции, но изменения касаются принципиальных моментов. С точки зрения Владимира Минина, эти моменты давно ждали переосмысления в духе Моцарта.