05.10.2012 | 11:08

Искусство – для студентов с ограниченными возможностями здоровья

Главная задача и даже призвание педагога – найти подход к каждому ученику. Особое внимание уделяется воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня они получают образование, поступают в профильные колледжи, училища и становятся востребованы. В Москве 21 год существует Государственный специализированный институт искусств, где готовят музыкантов, художников, артистов, дизайнеров. Рассказывают «Новости культуры».

Сюда приезжают со всей России: из интернатов, специализированных школ, училищ. Единственный в стране, да и во всем мире, институт искусств для особенных детей разрушает стереотип, созданный обществом. Эти ребята каждый день доказывают, их здоровье – не преграда для творческой реализации. Под одной крышей – студенты слабовидящие, слабослышащие, с ДЦП. Методика обучения, созданная профессорами этого института, привлекла внимание ЮНЕСКО. Опыт, наработанный здесь годами, может быть использован и в других странах.

«Мы не делаем разницы, и вообще, на самом деле бывает такое, что слабовидящий, невидящий студент готов к семинару лучше, чем здоровый, хотя ему больше надо усилий для этого, – говорит профессор Государственного специализированного института искусств Наталья Диденко. – Мы стараемся не замечать этих проблем, чтобы они чувствовали себя хорошо».

Это – театральный факультет, где изучают актерское мастерство, сценическое движение, художественное слово и хореографию. В танцевальном классе, как не странно, главное, - не музыка, а математика. Все движения – выверены по счету. Запутаться сложно: преподаватель всегда подскажет, когда вступать. Редкий пример языка жестов в искусстве – разминка для пальцев превратилась в танец.

На музыкальном факультете – те, кто плохо видит, но с прекрасным слухом. Композиции разучивают по нотам Брайля, обычные приносят так, для атмосферы. Многие выпускники становятся профессиональными музыкантами. Лена Кухаренко – лауреат международных конкурсов. Как выглядит клавиатура, она знает – зрение потеряла только во втором классе.

«Я просто представляю в своем воображении, и поэтому ориентируюсь, – рассказывает она. – Просто надо, чтобы воображение было настолько правильным, и настолько точным и четким, чтобы не было проблем. Потому что это же все равно шаг в никуда, но это надо настолько четко представлять, чтобы попасть».

Здесь музыкантами становились те, кто не слышит. А художниками – те, кто плохо видит. Факультет художественный готовит живописцев и дизайнеров. Во всех аудиториях – удивительная тишина. Слова здесь ни к чему, разве что сурдопереводчика. Погруженные в предмет, в мысли о будущем, они знают наверняка, что с образованием найдут работу.

«Это наиболее успешный опыт по трудоустройству, – отмечает ректор Государственного специализированного института искусств Александр Якупов. – И я теперь понимаю основную причину. Ребята – выпускники отсюда, они очень хотят вписаться в жизнь, по статистике, 93% выпускников устроены на работу».

Еще одна особенность института – инклюзивное образование. Студенты особые и здоровые в одних группах. Правда, такая тенденция распространяется только в последнее время. Наконец-то понятие «инклюзия» - то есть включенность, становится понятным обществу, размывая укорененные границы о здоровье и возможностях.