22.11.2006 | 11:22

"Игрок" из Петербурга

В Москву из Петербурга приехал на гастроли "Наш театр". Коллективу всего 6 лет, но репертуар у него сложившийся и сложный. В списке имен авторов не последнее место занимает Достоевский. Спектакль "Игрок", поставленный по его роману, был номинирован на высшую театральную премию Санкт-Петербурга "Золотой софит", как "лучший спектакль 2003 года". Эту постановку "Наш театр" включил в московскую гастрольную афишу. Рассказывают "Новости культуры".

Для своих детей, а Санкт-Петербургский "Наш театр" – это выпускники одного курса 2000 года, – Лев Стукалов выбрал "Игрока" по нескольким соображениям. Во-первых, это качественный скачок в познании класскика, на произведениях которого можно многому научиться. Во-вторых, это, по мнению режиссера, один из самых "театральных" романов Достоевского. В третьих, "Игрок" – все же облегченный вариант Достоевского. "Это не "Бесы", это не "Братья Карамазовы", но, с другой стороны, как мне показалось, безумный русский характер, мир русского безумия такой же степени, как и "Бесы"", – рассказывает Лев Стукалов.

Спектакль предельно лаконичен: здесь существует только два локальных цвета – черный и белый. Предельно жесткий свет только усугубляет это впечатление. Однако есть и полутона: розоватые женские юбки, мягкие складки в драпировках декораций дают цвет лишь изредка, как отсвет пламени, как отражение в зеркале. "Достоевский – тема двойственности, это понятно. Главное, что роман имеет подзаголовок: "Из записок молодого человека", и вот эти два момента, тут совершенно ни к селу, ни к городу Есенин с его "Черным человеком"", – продолжает режиссер.

Стукалов, занимаясь инсценировкой, думал, как, используя точный текст диалогов, не обеднить язык, образность и точность Достоевского. Так появился этот черный человек – господин Зеро, точка "ноль", центр и смысл спектакля, изменчивая форма, готовая вместить любое содержание после того, как начнет крутиться колесо Фортуны. С остановкой шарика может остановиться жизнь.