24.11.2006 | 16:15

Выставка "скульптора альтернативы"

Приемы слишком нестандартные, а индивидуальность – вызывающе яркая. Такие отзывы о Льве Ланце еще в пору его ученичества в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина не могли не осложнить творческий путь петербургского мастера. Своим его не признавало ни одно из существовавших современных художественных течений. Рассказывают "Новости культуры".

В Русском музее, в корпусе Бенуа, открыта ретроспектива работ Льва Ланца в честь 65-ти-летия со дня его рождения. Чувственная пластика и изощренные формы, "классика" в альтернативном исполнении, – таким предстает мир скульптора на выставке. Он был совершенно непредсказуем: то очень серьезный, то, наоборот, весельчак. "Натюрморт с телевизором, – вспоминает вдова скульптора Маргарита, – это просто шутка", которая едва не обернулась для скульптора скандалом. Первый раз, когда в середине 70-х Лев Ланец представил свою работу к выставке, ее посчитали чуть ли не вызовом всему советскому телевидению.

"Это взгляд человека, скульптора, который посмотрел на телевидение не как на официальный источник информации, а как на такой ящик для развлечений, такая дурилка. Первый Выставком эту работу не принял на выставку", – рассказывает Маргарита Ланец. На первый взгляд, кажется, что здесь собраны работы разных авторов, настолько они непохожи друг на друга. Нежная, почти классическая композиция "Фонтан", а рядом – двусторонний рельеф из бронзы. Любимый прием. Лев Ланец всегда был в стороне как от соцреализма, так и от нонконформистов, поэтому его часто называли скульптором альтернативы: "Все это мозолило глаза, как будто все идут в белом, а кто-то пошел в красном", – вспоминает скульптор Лев Смаргон.

Судьба, жертвенность, – классические темы в новой трактовке, в изощренном пластичеком рисунке. Одна из самых последних скульптур – "Надгробие блокадному ребенку". Лев Ланец работал над ней несколько лет. На выставке представлена лишь десятая часть работ из коллекции Русского музея и семейного собрания, но каждая отобрана настолько тщательно, что в пятнадцати скульптурах сосредоточен весь творческий путь Льва Ланца: от Ленинграда до Петербурга.