27.11.2006 | 11:53

"Пионеры конструктивизма"

Фаик Тагиров и Александра Коробкова. Для кого-то имена этих художников будут открытием, но в культуре Татарстана они оставили яркий след. В послереволюционные годы эти мастера осваивали новейшие направления в изобразительном искусстве, соединяя авангард, традиционные приемы воздействия на зрителей и национальный колорит. О выставке "Пионеры конструктивизма" рассказывают "Новости культуры".

"Пионеры конструктивизма" царили в двадцатые годы прошлого века. Их главный атрибут – агитплакат. Казанские художники Фаик Тагиров и Александра Коробкова были непревзойденными мастерами по его созданию. Супруги и коллеги по цеху, они совместно положили начало татарскому национальному конструктивизму. Именно с их легкой руки, арабская вязь заметно "оквадрачивается", а кораническая графика неожиданно начинает вещать: "Шагай левой!".

Талантливые рисовальщики владели массой художественных форм. В их арсенале и фотоколлажи, и авангардные книжные обложки, и контрастная аппликация. Концепцию нового искусства они построили на фундаменте простоты и утилитарности. Однако, при минимуме выразительных средств, оно производило максимум воздействия. С середины 30-х конструктивизм уже был не в моде, и многие художники изменили любимому стилю, но только не пионеры. Тагиров до конца остался верен главному лозунгу конструктивизма, гласившего: "искусство – в производство!".

Он полностью посвятил себя разработке новых типографских шрифтов. Создал их несколько десятков, не только для народов Советского Союза, но и для братских зарубежных. Шрифты Тагирова с успехом использовались на практике. Но это, говорят в Казани, – тема уже отдельной выставки.