27.11.2006 | 12:05

"Манящие миры". Север

В Московском международном Доме музыки завершился фестиваль "Манящие миры". Три вечера показывали свое искусство представители пятидесяти этнических культур, живущие, как поется в песне, на просторах от южных гор до северных морей. Субботний концерт познакомил зрителей с традициями народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Рассказывают "Новости культуры".

Участники фестиваля честно признаются: приехали удивлять, что и начинают делать еще на самых дальних подступах к сцене. Северные народы привезли в Москву и свое основное средство передвижения. Как оказалось, северные олени не больше пони, и от назойливых зрителей их спасали только большие рога.

Буряты же предпочитают лошадей. В каждом доме есть музыкальный инструмент Маринхор, даже если никто не умеет на нем играть. По легенде, мастер вложил в него душу своего любимого коня, и каждому обладателю Маринхора всегда сопутствует удача. Еще буряты почитают инструмент Хунхур – лебедь, праматерь нескольких родов. Чтобы играть на нем, нужно действительно обладать талантами человека-оркестра.

Якуты привезли Хомус – один из самых древних инструментов на земле. На нем играют народы всех континентов, и у всех он звучит по-своему. "Некоторые думают, что если смогли извлечь из него звук, значит, научились играть. Нет. Это своего рода философия и долгие тренировки дыхания", – объясняет руководитель ансамбля "Айархаан" Альбина Дегтярева.

Эвенки любое дело начинают с молитвы богине огня. Они утверждают, что это маленькая старушка, которую нужно регулярно угощать, чтобы не отвернулась удача. Разумеется, в северных широтах без огня никуда. Приехал на фестиваль и единственный театр малых обско-угорских народов. Ему всего четыре года. Зато традициям, с которыми он знакомит на гастролях, уже несколько тысяч лет. "Манящие миры" объединили и север, и юг, и прошлое и будущее.

Читайте также:
Фестиваль "Манящие миры"