27.11.2006 | 16:24

Майкл Найман и его оркестр

Майкл Найман в Москве. Его приезда ожидало множество поклонников его киномузыки, его опер, одна из которых была поставлена в Москве четыре года назад. А также поклонники современной музыки, в частности, музыкального минимализма, родоначальником которого является Майкл Найман, а с ними почитатели фильмов Питера Гринуэя, с которым Найман работал над множеством картин. Ждали даже фотографы, поскольку известно, что Найман увлекается и фотографией тоже. В программе концерта в Международном Доме музыки – самые известные композиции из киномузыки Майкла Наймана. Рассказывают "Новости культуры".

Антракт затягивается. Майкл Найман не успевает раздать автографы. После того самого концерта в 1998 году в Большом зале консерватории, куда Майкл Найман впервые привез свой оркестр "Майкл Найман Бэнд", у композитора прибавилось поклонников. Позже этот концерт был признан чуть ли не самым значительным музыкальным событием сезона. Именно там академическая публика впервые смешалась с приплясывающей, притопывающей аудиторией рок и поп-концертов.

Далее следует постановка в Москве его оперы "Человек, который принял свою жену за шляпу", на премьеру которой Найман так же приезжал. Сейчас он привез в Москву все самое дорогое: свой "Майкл Найман Бэнд" и свои киноработы – музыку к фильмам Питера Гринуэя и других режиссеров. Среди которых и его незабываемая музыка к фильму "Пианино" режиссера Джейн Кэмпион.

К своему собственному стилю Майкл Найман пришел через класс фортепьяно и композиции в Королевской академии музыки, а также факультет музыковедения в Лондонском королевском колледже. Через 10 лет написания статей о путях развития современной музыки он, наконец, решился на собственные опусы.

Удивительно, но при наличии своего легко узнаваемого стиля, Найман пишет музыку без главного действующего лица, – то есть, мелодии. Он лишь создает некую среду, в которую погружает слушателя. В этом Майкла Наймана можно, наверное, сравнить с таким композитором, как Антонио Вивальди. Кстати, его музыка так же часто используется в качестве саундтреков к фильмам.

Звуковая среда Майкла Наймана – это всегда минималистическая композиция с довольно сложным принципом формирования структуры. Оркеструет свои произведения Найман в совершенно нигилистическом ключе, противопоставляя тяжелую медь малому количеству струнных. Но и в этом весь Майкл Найман.

Перед концертом Майкл Найман дал интервью, в котором рассказал помимо прочего о проекте, над которым работает сейчас:

Конечно, есть композиторы, которые меня очень интересуют. Например, Гия Канчели или Стив Райт. Они старше меня и тоже работают в стиле, который называют минимализмом. Сочинения молодых я слушаю с трудом. Да и популярная музыка, как мне кажется, должна стать иной, чтобы не наскучить однообразием. Как видите, когда я думаю о музыке, это не обязательно радостные мысли. Зато я сам по-прежнему счастлив, когда сочиняю что-то новое и говорю своим языком о мире, где кругом такие фантастические технологии. Иногда я даже боюсь, что меня все это так интересует.

Меня всегда увлекала фотография, и я хотел бы соединить визуальные образы и образы моей музыки в одном пространстве. Я думаю собрать целых 30 тысяч снимков, каждый из которых станет своего рода нотой, или воспоминанием, о том, как шла работа над тем или иным произведением, как оно звучало на концерте или в фильмах Гринуэя.


Читайте также:
Любимый композитор Питера Гринуэя