28.11.2006 | 11:33

Маски: от мифа к карнавалу

"Маски: от мифа к карнавалу" – так называется выставка, которая сопровождает в этом сезоне "Декабрьские вечера" Святослава Рихтера в музее изобразительных искусств имени Пушкина. В коротком названии уместилась история бытования маски, как предмета, сначала сакрального, а потом игрового, и маски, как мотива, едва ли не самого популярного в изобразительном искусстве последних трех столетий. На выставке представлены и сами маски, и их изображения. Рассказывают "Новости культуры".

Маски вечны. Они только меняют облик и переходят от владельца к владельцу. Персонажи театра дель арте ушли в прошлое, а их маски живы и сегодня. На выставку из Италии привезли манекены в костюмах и масках дель арте, и кажется, что сейчас начнется спектакль. Художники любят изображать театральные и карнавальные маски. Их можно увидеть на картинах Калло, Сезанна, Серебряковой, Судейкина, и все-таки больше всего на выставке настоящих масок. "Она и сейчас может возникнуть в спектакле. Это перекличка, это парафраз с человеческим образом", – говорит дизайнер выставки Борис Мессерер.

Некоторые маски были показаны в Музее изобразительных искусств в 1912 году, когда музей только открылся. В древности их помещали в гробницы и надевали на головы мумий. Маски служили вместилищем душ. В масках изображали различных Богов, например, беса. "Это был удивительный бог, покровитель женщин, детей, домашнего очага. Он изображался сначала в виде льва, и здесь вы видите львиные черты", – рассказывает доктор искусствоведения Светлана Ходжаш.

Самую древнюю маску III тысячелетия до нашей эры предоставил на выставку Исторический музей. Она напоминает слепок с реального лица. Самой популярной маской всех времен и народов специалисты считают Медузу Горгону. "Это изображение происходит еще из доолимпийского периода, потом становится символом богини Афины, а потом становится отвратителем всякого зла", – говорит доктор искусствоведения Елена Савостина.

Не обошлось и без ритуальных масок. "Мы стоим на фоне масок Цам, костюмы которых участвовали в мистериях буддийских храмов, и кто вам сейчас расскажет их тайну? Даже буддисты не рассказывали", – продолжает Савостина. Маска многолика. В ней и символ, и аллегория, и миф. Она непредсказуема и до конца не изучена. С ней постоянно происходят метаморфозы, и потому, как говорил известный культуролог Михаил Бахтин, "Маска никогда не может стать вещью среди других вещей". К тому же, за одной маской всегда скрывается другая.