28.11.2006 | 16:22

Хорошо темперированный хаос

Наше бессознательное структурировано, как текст, – так учил французский психоаналитик Жак Лакан. Текстом может быть и картина, и объект, и инсталляция. Подобным текстом являются и монотипии Марины Звягинцевой. Непроизвольность, заложенная в саму технологию производства (на специальную поверхность кистью или даже пальцами наносятся краски, потом накладывается бумага или холст и получается уникальная работа-отпечаток), сопряжена с артистической рациональностью, структуризацией, возникающей на финальном этапе, когда из множества отпечатков выбираются лишь некоторые и дорабатываются в законченный образ.

В случае инсталляции "Солярис" Звягинцевой на ярмарке "Арт Манеж" эти хаотические тексты слагаются уже в цельный образ жесткой пространственной композиции с использованием новейших технологий. Перед зрителем не просто обрывочные тексты, но самоценный научно-фантастический роман, вполне в духе вдохновившего художницу сочинения Станислава Лема. Старой монотипии здесь впервые дарована актуальная жизнь.

Импровизация и хай-тек здесь неразделимы. Таинственная метафизика культового произведения про загадочную планету, в орбите которой воскресали фантазии астронавтов, накладывается на последние достижения экспозиционной мысли современного искусства и вовлекают в свою орбиту рядового зрителя. Видеошар и плазменный экран, в котором каждый может обнаружить собственное отражение, эффектно дополняют сверхэмоциональные работы Звягинцевой, созданные, в общем-то, для себя и достойные автономного существования.

Художница в своих работах-отпечатках, которые она скромно называет "цветовой кашей", выражает собственные эмоции, не отвечая за конечный результат (такова специфика монотипии, рождающейся в гигантской ванне в мастерской автора). С другой стороны, жанр инсталляции предполагает заранее заданную строгость, четкий сюжет. Поэтому проект "Солярис" отсылает, скорее, не к роману, создатель которого абсолютно свободен в своем творческом экстазе, а к фильму-экранизациии. Звягинцева не Лем, а Тарковский, только нового поколения.

Несмотря на все визуальные эффекты, ее инсталляция проникнута лирикой и желанием проникнуть в глубины подсознания, готовностью к самовыражению и страстью реабилитировать униженный в современном искусстве профессионализм. Новые технологии лишь помогают продемонстрировать традиционную технику автора. Кому сейчас интересна монотипия и кто умеет работать с ней? На выставке Марины Звягинцевой можно попробовать поискать ответы на эти вопросы.