29.11.2006 | 15:40

Разные грани одного таланта

В Третьяковской галерее открылась выставка Константина Рождественского. Он прославился как выдающийся экспо-дизайнер. В течение сорока лет художник оформлял советские павильоны на Международных выставках: в Париже, Нью-Йорке, Осаке. В тени остались живописные работы мастера, которые он создавал больше для себя, чем для зрителей. Константин Рождественский был учеником Малевича и так же, как учитель занимался экспериментальным искусством. Об этой стороне его таланта и повествует выставка. Рассказывают "Новости культуры".

Казалось бы, каждый художник хочет найти свою неповторимую манеру письма. Константин Рождественский не боялся обвинений в подражательстве. Он считал, что прежде, чем идти своим путем, нужно освоить чужой опыт. Он пережил увлечение всеми направлениями авангардного искусства двадцатых годов: сезанизм, кубизм, пуантилизм, супрематизм, абстракция. Однако его эксперименты продолжались недолго. Рождественский приехал к Малевичу из Томска в 1923 году, когда ему было 17 лет. Шесть лет ушло на обучение.

Пик творчества художника пришелся на 1934 – 1936 годы, когда эксперименты уступили место официальному искусству. Константину Рождественскому всегда хотелось писать большие полотна, но он вынужден был писать маленькие картины "для себя", так как понимал, что показать их на выставке уже невозможно. В 30-е годы он освободился от влияния художников, которых считал своими учителями. "Он сам, по крайней мере, это ощутимо в этих картинах, в соединении живописной стихии, в частности, цвета, – он у него совсем не такой, как у Малевича. Он как будто солнцем пронизаный", – рассказывает куратор выставки Ирина Вакар.

Константин Рождественский не смог полностью реализовать себя, как художник. Он использовал свои открытия в оформлении выставок. Он всю жизнь решал пространственные проблемы. "Не просто фон, а фон, заполненный пространством, воздухом, светом, дающий ощущение простора", – продолжает Ирина. Художник выстраивал выставочное пространство, как театральную мизансцену, в которой зрители были активными участниками. Дизайнерская работа принесла Константину Рождественскому всемирную известность, но сам он говорил, что это "жизнь на слом", имея в виду, что после закрытия выставки от его работы не остается и следа. Зато остались его картины, которые теперь могут открыть для себя и зрители, и специалисты.

Читайте также:
Ретроспективная выставка Константина Рождественского