30.11.2006 | 12:40

На "Карте мира". 29 ноября 2006 года

Ассоциация оперных театров Европы объявила о том, что в будущем году организует фестиваль, в котором примут участие 95 коллективов со всего мира. Он приурочен к 400-летию премьеры первого в истории музыки произведения, которое было признано оперой, – "Орфея" итальянского композитора Клаудио Монтеверди.

***
На Русских торгах в Лондоне дело близится к кульминации. Аукционные дома "Bonhams", "MacDougall", "Кристис" и "Сотбис", опережая друг друга, распродают шедевры русской живописи и декоративно-прикладного искусства, а также отмечают возрастающий спрос на эти произведения. Уже установлено не менее десятка рекордов на русских торгах. Рассказывают "Новости культуры".

Еще двадцать лет назад подобного ажиотажа вокруг русского искусства в Европе не было. Крупнейшие аукционные дома Лондона "Сотбис" и "Кристис", поделившие между собой девяносто процентов мирового антикварного рынка, акцентировали внимание коллекционеров исключительно на европейском искусстве. В то же время, все признавали за русскими шедеврами вневременную значимость. Последние пять лет на ежегодных торгах русские коллекции не дают покоя ни русским, ни европейским покупателям. Торги только одного аукциона "Кристис" в прошлом году принесли 38 миллионов долларов. В этом же году, по предварительным данным, и "Сотбис", и "Кристис" могут заработать по 50 миллионов долларов.

Буквально, с улицы на улицу приходиться перебегать в эти дни ценителям и коллекционерам. Русское искусство продают срезу четыре аукционных дома, причем в одно и тоже время. Торги в Лондоне по праву называют "неделей русского искусства" не только из-за большого спроса и заоблачных цен, но за целую серию мероприятий, проходящих непосредственно перед аукционом. Посмотреть, как следует, и прицениться – обязательно. Частный просмотр коллекции, вполне светское мероприятие, устраивается для самых важных покупателей. Публичные предаукционные выставки – дело такой же важности: сюда может и знаменитость зайти, и новый коллекционер объявиться.

"Теперь это все знают, что русские покупатели играют огромную роль в этих торгах. Но люди часто забывают, что европейцы и американцы продолжают покупать русское искусство. Вот хороший пример: в России все знают, кто такой Константин Сомов, а мы нашли эту работу в семье, в Париже, где он долго жил в эмиграции, и те люди очень удивились, когда узнали настоящую цену этой картины", – рассказывает Алексей Тизенгаузен. Сенсацией стала картина "Русская пастораль" Сомова 1922-го года, которая ушла с торгов Кристис за 2 миллиона 400 фунтов, что в десять раз дороже начальной цены. Полотна Маковского, Айвазовского и Кончаловского – самые популярные лоты. В этом году аукционный дом "Кристис" вообще может похвастаться этой самой дорогой русской живописью. Самой крупной покупкой дня стал портрет императрицы Александры Федоровны, покупатель – Царскосельский музей.

Торги минувшего дня на "Сотбис" показали, что покупатель пока не готов к русскому искусству конца ХХ века: Кабакова никто не решился приобрести, а вот полотна Зинаиды Серебряковой и Кончаловского были куплены за очень большие деньги. "Этот рынок теперь стал необычайно влиятельным. Все больший приток денег осуществляется покупателями со всего мира, готовыми сражаться за самое лучшее. Так что, это не просто русское искусство так подорожало, но и период на рынке очень удачный", – рассказывает Иохан Пуллканен. Цена и интерес к русскому искусству возрастает с каждым годом, и не только к искусству. Впервые за историю торгов в Лондоне на аукцион будут выставлены русские книги и рукописи.