04.04.2012 | 10:09

В Москве состоялся концерт-приношение Андрею Тарковскому

80-летие со дня рождения Андрея Тарковского, одного из когорты величайших кинорежиссеров мира, отметили накануне в Центральном Доме Кинематографистов. На концерт-посвящение «И я из тех, кто выбирает сети, когда идет бессмертье косяком» собрались те, из воспоминаний-отражений которых сложился особый, объемный образ Тарковского. Рассказывают «Новости культуры».

Марина Тарковская, сестра режиссера, собрала в этот вечер всех, кто работал, дружил, любил и помнит Андрея Тарковского. Человека сложного, талантливого, изменившего эстетику советского кино в семидесятые. Это про него великий Феллини сказал «Если бы я не увидел фильма Тарковского «Иваново детство», я никогда бы не снял «Восемь с половиной». Оператор Вадим Юсов в шестидесятом делал дипломный фильм Тарковского «Каток и скрипка». Потом были «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис».

«Для меня главное было, что я мог быть рядом с таким ищущим режиссером, это был подарок», - говорит Вадим Юсов.

Фильмы Тарковского не для всех. Они никогда не были кассовыми. Даже коллеги по цеху не всегда понимали, о чем, собственно, картина. Сергей Соловьев увидел «Зеркало» сразу после монтажа. Фильм не понял, предложил даже в программке написать, о чем и кого играют артисты. Чем безумно обидел Тарковского. Спустя несколько лет пересмотрел картину и пришел к нему на разговор. «Вышла жена, – вспоминает Сергей Соловьев. – Я говорю, я действительно идиот, и извинись за меня за эту идиотскую идею с программками перед ним. И он вышел через десять минут. Говорит: "Хорошо, ты меня обрадовал"».

Никита Михалков с детства знал Тарковского, но настоящее открытие случилось позже, когда сам стал снимать кино.

«До Тарковского пытаются дотянуться, вроде, как у него, а не так, вроде все арт-хаусом называется», – говорит Михалков.

В этот вечер звучат стихи Арсения Тарковского. Андрей умел и любил публично читать стихи отца, чувствовал каждое его слово. Строки, давшие название этому вечеру «И я из тех, кто выбирает сети, когда идет бессмертье косяком» звучат у Тарковского в «Зеркале».

«Андрей умел передавать внутреннее состояние изобразительным рядом, – рассказывает Александр Панкратов-Черный. – Однажды хохотали, он говорит, представляешь, я любую литературную строчку могу превратить в изобразительный ряд».

Здесь мало слов – много музыки. В память о Тарковском играет «Нью Эра Оркестр». На экране фотографии режиссера – известные и не очень. И кадры из фильмов, изменивших мир.