01.12.2006 | 11:57

Жестокий спектакль из Эстонии

В столичном Центре имени Мейерхольда таллинский "Другой театр" представил спектакль "Человек-подушка" по пьесе Мартина МакДонаха в постановке режиссера Владимира Скворцова. И эстонский театр, и очень модного нынче ирландского драматурга можно охарактеризовать практически одинаково: оба молоды (театру всего три года), оба продвинуты, актуальны, многослойны и склонны к экспериментам. Кстати, уверенный в успехе, театр рискнул дать московскую премьеру практически сразу после таллинской. Рассказывают "Новости культуры".

Московский актер Владимир Скворцов, известный зрителю по спектаклю "Обломофф" и получивший за эту роль премию фонда Станиславского, давно хотел попробовать себя в амплуа режиссера. Так же давно он определил для себя место первой постановки: Таллин, "Другой театр". Не получилось: "Скользящая Люче" была поставлена в Москве и входила в пятерку лучших сезона 2004 – 2005 года. Однако Эстония и "Другой театр" стали своего рода наваждением, пока не сошлось все вместе: время, финансы и пьеса МакДонаха "Человек-подушка". "Мы очень много читали, выбирали. Режиссеру было интересно поработать с этой пьесой, мне было интересно поработать с этим режиссером", – рассказывает продюссер театра Наташа Маченене.

Действие пьесы происходит в неизвестном государстве, но место вполне конкретное: полицейский участок. Молодого писателя арестовывает полиция, подозревая, что он совершил серию убийств по заранее написанным сценариям. Причем, в руках у полицейских есть эти тексты. Финал каждого из написанных рассказов – убийство ребенка. "Спектакль получился жестокий, мне хотелось бы его еще ужесточить", – говорит режиссер Скворцов. Для него это эстетика жестокости, эстетика крови, которую невозможно воспроизвести на сцене, и тогда возникает экран. Короткие фильмы – это рассказы, написанные главным героем. Объемно, реально, страшно до такой степени, что иногда закрываешь глаза, но потом понимаешь, что именно такой гиперреализм разбавляет психологическое напряжение на сцене и дает зрителю немного вздохнуть.

"Человек-подушка" – спектакль интернациональный. В нем работают актеры из Эстонии, России и Франции. Это было сознательным и обоюдным решением продюсера и режиссера. "Тут стык разных школ актерских. Он выливается в нечто одно. Мы как бы нашли синтез, может быть, какой-то сделали шаг вперед. Пьеса-то, она очень психологична, и спектакль психологичен, а разные системы воспроизведения материала дополняют друг друга", – объясняет Владимир Скворцов. Режиссер утверджает, что он космополит и делал свой спектакль не для России или Эстонии, а, прежде всего, для зрителей и для себя. Еще говорит, что к творчеству МакДонаха он обратился в первый и последний раз.