01.12.2006 | 13:08

Жизнь никогда не позирует

В выставочном зале Российской Академии художеств открылась экспозиция одного из самых именитых художников Азербайджана Микаила Абдуллаева. В свое время его работы выставлялись не только в Советском Союзе, но и во многих других странах мира. Описывая работу над "Индийским циклом", художник признавался в том, что порой "не успеваешь даже вытащить блокнот и убеждаешься, что рисовать только с натуры – это еще далеко не все. Ведь жизнь никогда не позирует". Однако ему удавалось поймать и момент, и настроение. Рассказывают "Новости культуры".

Первые посетители выставки – посол Азербаджайна в России Полад Бюль-Бюль оглы и Президент Академии художеств Зураб Церетели. Почетные гости имеют самое непосредственное отношение к организации выставки, а хлопот было более, чем достаточно. Сегодня привезти более ста полотен из другой страны куда сложнее, чем раньше, когда Микаил Абдуллаев был советским художником, а переправить его работы из одной союзной республики в другую вообще ничего не стоило. Впрочем, "советский художник" не самое удачное определение для Микаила Абдуллаева, он всегда существовал вне границ. На его полотнах отображаются Баку, Москва, Венеция, Рим и Дели, и у каждого города свое неповторимое лицо.

"Картины из Италии, из Индии. Вообще, Микаил Абдуллаев, конечно, был гражданином мира", – говорит Полад Бюль-Бюль оглы. Редкое умение работать в разных техниках, причем одинаково удачно, – особенность художника. Загадкой остается его выбор: почему он пишет пейзаж маслом, а для портрета берется за акварель. "Он работал и в монументальной живописи, и графике, и в миниатюре, и во всем в равной степени талантливо", – утверждает заведующая отделом изобразительного искусства министерства культуры Азербайджана Лейла Ахунд-заде. Взрослый сын художника разглядывает свой собственный портрет: отец изобразил его еще совсем маленьким, с карандашом в руке. Видимо, юный Джами в тот момент пытался подражать папе.

"В этих залах много работ не только известных, но и семейных, кулуарных, они мне кажутся очень теплыми", – говорит организатор выставки и хранитель семейной коллекции Севда Абдуллаева. Художник был знаком с Индирой Ганди, Ренато Гуттузо, Джакомо Манцу, и в каждом из портретов есть не только художественная, но и психологическая достоверность. В пейзажах солнце иногда ласковое, а иногда жгучее, как на его родине, в Баку, куда он всегда возвращался, из самых далеких путешествий.