01.12.2006 | 15:05

Фантастически эмоциональная опера

Опера Чайковского "Мазепа" особенно востребована в наши дни. К ней обращались "Геликон-опера", "Ла Скала", Мариинский театр. Может быть, оттого, что в свое время это произведение было незаслуженно обделено вниманием театральных постановщиков. Пермский театр оперы и балета присоединился к когорте любителей "Мазепы". О премьере оперы рассказывают "Новости культуры".

Старые программки, старые фотографии – это часть истории, в том числе, театральной. В них оживает прошлое. Неоднократно пермские постановщики обращались к опере "Мазепа". Теперь, спустя время, Пермский театр вновь вернулся к одной из вершин оперного творчества Чайковского. "В этой опере все сложно: проникнуть в тот характер героя, в интонацию музыкальную сложно проникнуть. Они многогранны: их можно так сделать, можно по-другому и найти то, что написал Петр Ильич Чайковский", – говорит исполнитель партии Кочубея, заслуженный артист Бурятии Валентин Косенко.

В пермском "Мазепе" нет национального колорита: украинских хаток и расшитых рубах. На сцене люди в шинелях и френчах, война и разруха, от которой страдают люди. Вместо тихой ночи фантастический пейзаж с гигантскими гвоздями. "Гвоздь сопровождает человека всю жизнь, от начала до конца. Им можно хорошие дела делать, а можно убить человека. Христа распяли тоже", – рассказывает художник-постановщик спектакля Станислав Фесько.

Режиссер Георгий Исаакян уверен, что современный зритель приходит в театр за эмоциями, потому что телевизионный и компьютерный мир не дает человеку настоящих чувств, а создатели спектакля могут подарить публики свои ощущения. "Это фантастически эмоциональная опера, хотя и говорят, вот Мазепа, по сравнению с "Евгением Онегиным", конечно, проигрывает. Неправда. В "Онегине" нет места, где зал потрясенно замирает. В "Онегине" все сопереживают молодым людям и так далее. В "Мазепе" есть куски, где у тебя стоит ком в горле и ты не можешь опомниться", – говорит художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Георгий Исаакян.

Пермский театр давно называют домом Чайковского не только потому, что с 1965 года он носит имя великого композитора. Историки театра говорят, что был в истории театра один сезон, когда на пермской сцене шли все оперы и балеты гения русской музыки. Рекорд, который превзойти нельзя, но можно повторить. Это давняя мечта нынешнего руководства театра, И премьеру оперы "Мазепа" стоит считать шагом на этом пути.