04.12.2006 | 11:41

Завершилась ярмарка интеллектуальной литературы

Кто не успел, тому придется ждать целый год. В Москве завершила работу ярмарка интеллектуальной литературы "Нон-фишшн". Всю минувшую неделю в Центральном доме художника обсуждали книжные новинки и спорили о путях развития литературы. Темой финального дня стало не содержание, а оформление книг. Рассказывают "Новости культуры".

"Я купила книги Аверинцева. Давно собиралась, еще на весенней выставке, и вот, наконец, пришла, буквально, за ними. Эти книги мне очень нравятся", – говорит одна из покупательниц. Такие целеустремленные читатели ориентируются на имя автора и название, и спровоцировать их купить неизвестную книгу непросто. Между тем, по статистике, люди все чаще подходят к книжному прилавку без какой-то определенной цели, и тогда их может соблазнить обложка. "Чем дальше, тем больше дизайн приобретает значимость, потому что многие книги приобретаются, просто потому что они красиво выглядят и будут так же радовать глаз, как картина на стене или ваза на столе", – считает креативный директор розничной книжной сети Валерий Абель.

Книга как аксессуар – возможное, но пока далекое будущее. Премия "Букбери" за лучший книжный дизайн досталась в этом году книгам, оформление которых соответствует содержанию. "Обложка должна быть интересной. Необязательно на ней должно быть аршинными буквами что-то написано, или должна быть яркая люминесцентная краска, но какая-то запоминающаяся картинка, какой-то образ, выхваченный из текста", – убежден член жюри, писатель Сергей Минаев. Дизайн должен спровоцировать читателя. Иногда слегка обмануть. Достаточно вспомнить, как активно продавался роман "Идиот" с фотографией Евгения Миронова на обложке. В отчаянной борьбе за читателя издатели прибегают к самым разным дизайнерским стратегиям Если автор известный, например, Сергей Довлатов, то имя печатают крупно, а название произведений мелко, и наоборот: если имя автора набрано самым мелким шрифтом, зато по картинке сразу понятен жанр.

Хитроумные дизайнерские приемы порой смущают самих писателей. Петр Вайль представил на "Нон-фикшн" новую книгу "Стихи про меня" – антологию своих любимых стихов с комментариями. Дизайн у книги вполне классический. "Я думаю, у каждого автора есть единственное пожелание, чтобы это было четко, чтобы обложка читалась, корешок читался", – говорит Вайль. Еще один путь предлагают художники: в таких книгах визуальный ход важнее, чем текст. Михаил Карасик книгу о Бродском заключил в обложку из фанеры, но это все тенденции. Судя по нынешней ярмарке, читатель по-прежнему делает выбор в пользу текста.

Читайте также:
Ярмарка умных книг

"Нон-Фикшн" вновь в Москве