04.04.2012 | 10:52

Лондонская публика тепло встретила труппу Бориса Эйфмана

Британская премьера балета "Анна Каренина", поставленного знаменитым хореографом и народным артистом России Борисом Эйфманом, была тепло принята лондонской публикой. В "Колизее" - "домашнем" театре Лондонской национальной оперы - во вторник вечером Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета дал первое из четырех запланированных представлений.

По словам присутствовавшего на премьере посла РФ в Великобритании Александра Яковенко, коллектив Эйфмана, вернувшийся в британскую столицу после десятилетнего перерыва, является "настоящей жемчужиной русской культуры". С мнением, которое выразил глава диппредставительства, были полностью солидарны и другие зрители. Лондонская публика, непривычная к российской театральной традиции многочисленных поклонов, бурными и продолжительным аплодисментами чествовала российских артистов, рассказавших без помощи слов - лишь языком пластики и жеста - историю, созданную более 130 лет назад Львом Толстым.

Интерес к роману "Анна Каренина" в балетном мире не угасает вот уже на протяжении 40 лет. С момента первого спектакля, поставленного в 1972 году в Большом театре на музыку Родиона Щедрина /в роли Анны в нем блистала сама Майя Плисецкая/, были созданы десятки постановок в российских и зарубежных театрах, а некоторые из них были даже экранизированы.

В 2005 году Эйфман поставил балет "Анна Каренина" на музыку Петра Ильича Чайковского. Спектакль получился на редкость новаторским и современным. На вопрос, оказали ли влияние на его видение постановки прошлых лет, Эйфман сказал, что его спектакль "абсолютно отличается от них по концепции, хореографии, по хореографическому мышлению, даже по психоанализу главной героини".

"Заглянуть в глубину внутреннего мира, в котором пребывала эта обезумевшая от страсти женщина, и попытаться этот внутренний мир выразить на сцене - это то, что не делали прежде нас в балетном театре", - отметил он. Музыка Чайковского, по словам маэстро, помогла ему вырваться за рамки прошлых спектаклей и дала необходимую творческую свободу.

В этом году театр балета Бориса Эйфмана отмечает свой 35-й "день рождения", и программа гастролей чрезвычайно широка. В начале марта труппа представила в Нью-Йорке балет "Роден" - одну из последних работ Эйфмана.

Оттанцевав "Анну Каренину" и "Онегина" в Лондоне, коллектив направится в Берлин. При этом, как отметил сам балетмейстер, он не делает различия между публикой, будь она британской, российской, немецкой, американской или итальянской. "Универсальность балетного искусства именно в том, что люди разных стран, разных культур и конфессий воспринимают его совершенно одинаково. Там где нужно плакать - плачут.

Там, где нужно смеяться - смеются", - с улыбкой отметил маэстро. По его словам, в балетном языке "в этих крупицах, жестах запечатлены миллионы лет человеческой цивилизации - сначала было движение, а лишь затем слово".

"Поэтому мы показываем свои спектакли, созданные в Петербурге на основе русской классики, во всем мире, - заметил Эйфман. - С одной стороны мы пропагандируем и представляем классическую русскую литературу, музыку, балет, а с другой стороны мы показываем то, что в России сегодня не только бережно охраняют классические традиции, но и создают новое, востребованное, конкурентоспособное, успешное современное искусство".

Эйфман остается новатором не только на сцене. В ближайших планах - открытие в будущем году Академии танца в Санкт-Петербурге - принципиально новой для балетной школы России: "Задачи, которые мы ставим перед новым поколением артистов балета - универсальные, более современные". Кроме того, балетмейстер работает над проектом собственного Дворца танца. Все эти заботы отнимают время и силы, тем не менее, маэстро с воодушевлением говорит о творчестве, но пока до поры до времени предпочитает не раскрывать всех творческих замыслов. 

Читайте также: 

Балет Эйфмана начинает гастроли в Лондоне