04.12.2006 | 18:01

150-летие Александра Кастальского

Имя Александра Кастальского тесно связано с Московским Синодальным училищем. Он начинал преподавателем фортепиано, затем руководил хором и, наконец, стал его директором. Композитор работал во многих жанрах, но особенно проявил себя в области русской духовной музыки. Исполнилось 150 лет со дня рождения Александра Кастальского. В день юбилея его музыка звучала в храме Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Рассказывают "Новости культуры".

Хор поет песнопения Александра Кастальского со дня своего основания, но исполняет их нечасто. Кастальский писал для большого хора, его сочинения звучат торжественно, они особенно хороши для праздничных Богослужений. Он первым обратил внимание на старинные знаменные распевы и ввел их в обиход, освободив русскую церковную музыку от немецкого и итальянского влияния. После революции Кастальский не уехал из родной страны. Он стремился найти себя в новой жизни. Неожиданный факт: именно Кастальский первым сделал хоровое переложение Интернационала, который был гимном Советской России. "Его обработка звучала довольно долго. Казалось бы, совершенно противоположного рода музыка, но, тем не менее, он старался быть со своим народом, и то, что можно и нужно было, он делал", – говорит доктор искусствоведения, профессор Андрей Мясоедов.

С возвращением в нашу жизнь духовной музыки имя Кастальского все чаще и весомее звучит в устах профессионалов, народное признание несколько отстает. "Так же, как фрески, иконы раскрываются по мере духовного возрастания у человека, так и музыка Кастальского требует духовного восхождения. У Кастальского, как и у Рахманинова, есть тяготение к хоровому симфонизму", – рассказывает заслуженный артист России, регент хора Храма Святителя Николая в Толмачах Алексей Пузаков. Страница истории русской музыки по имени Александр Кастальский еще ждет своего подлинного открытия.