07.12.2006 | 11:11

Неизвестный Врубель

Такого Врубеля мало кто видел. Две сотни шедевров мастера из собрания Русского музея, а также его личные вещи сегодня впервые выставлены в Санкт-Петербурге на всеобщее обозрение публики. Считанные часы остались до открытия во Дворце на набережной Фонтанки, знаменитом корпусе Бенуа, выставки, посвященной 150-летию со дня рождения Михаила Врубеля. Здесь можно увидеть и знаменитого "Летящего демона", и "Шестикрылого серафима", и графический цикл "Раковины", да и саму раковину, некогда вдохновившую художника. Рассказывают "Новости культуры".

Русский музей выставил почти всю коллекцию Врубеля: 200 работ. Сотрудники долго вспоминали, когда же такое было в последний раз. Когда посчитали, оказалось, что со времени последней выставки прошло полвека. Сейчас на юбилейной экспозиции работам художника отдали три огромных помещения. Пространство, в котором легко заблудиться: комнатки, сферические залы, будто лабиринты творческого сознания самого Михаила Врубеля. Здесь вещественно представлена трансформация реальных вещей в художественные произведения. Можно увидеть и настоящую морскую раковину – подарок Михаилу Врубелю, – и ее изображения: цветные пастели и рисунки углем, где художник добивается эффекта перламутрового сияния лишь с помощью белого и черного.

Самая броская часть экспозиции – знаменитый камин в технике "майолика". Создан в тот период, когда Врубель возглавлял гончарную мастерскую в имении известного мецената Саввы Мамонтова. Реставраторы собирали его, как паззл: из сотни фрагментов единую картину: "Вольга и Микула". "Она очень хороша, эта композиция. Вы видите фигуры людей, лошадей. Очень тактично включены элементы пейзажа. На выставке в Париже этот камин получил большую золотую медаль", – рассказывает ведущий научный сотрудник отдела живописи Государственного Русского музея Владимир Круглов.

Тем не менее, один из вариантов камина, – а ведь это художественное произведение, – использовали по прямому назначению. То есть, топили. Другие плоды его творчества тоже имели функциональное применение. Например, театральные программки и детали костюма. В театре, где служила его жена, певица Надежда Ивановна Забела, Врубель оформлял почти все постановки и, как сказали бы сейчас, был ее личным стилистом. Он сам придумывал костюмы, грим, одевал ее перед спектаклем и смотрел все выступления жены от начала до конца.

Еще одна яркая, красочная вещь – ящик для хранения чая. К творчеству Врубеля не имеет никакого отношения, художник его просто купил. Сохранился даже документ о том, что поставщику чая Мирошникову уплачена дорогая цена: 135 рублей. Покупку он совершил не из любви к чаю, а из любви к искусству. Причудливые узоры на старинном японском сундуке можно читать, как книгу. Этот предмет называют самым жизнерадостным из всего собрания личных вещей. Личную драму последних лет жизни Михаила Врубеля создатели выставки деликатно спрятали в самом дальнем зале. Графические портреты, проницательные, острые, он сделал, когда уже страдал тяжелой душевной болезнью. Мастер ослеп и вскоре умер. Однако в художественной среде до сих пор существует мода писать "под Врубеля".

Читайте также:
К 150-летию со дня рождения Михаила Врубеля