07.12.2006 | 11:34

Фестиваль театров танца "Цех"

В Москве сегодня вечером стартует фестиваль театров танца "ЦЕХ". Для экспериментов современных отечественных хореографов выбрана и соответствующая их бунтарскому духу площадка: территория бывшей фабрики технической бумаги "Октябрь". Меняя сценические площадки, "Цех" не меняет своей концепции и представляет все направления современного танцевального мирового процесса. При этом, российские хореографы уверяют, что у них собственный путь, и они вовсе не собираются оглядываться на заграничных коллег, с творчеством которых знакомят и многие другие фестивали. Рассказывают "Новости культуры".

Танцевальные спектакли Мари Шуинар хорошо известны Американской и Европейской публике. Премьера первой ее постановки состоялась в Монреале еще в 1979 году. Сегодня она признана не только в мире танцевального искусства, но и в среде театра драматического. Летом следующего года на Чеховском театральном фестивале будут представлены сразу три ее постановки: "Хорал", "Весна священная" и прелюдия к "Послеполуденному отдыху Фавна". Канадский хореограф утверждает, что все ее работы, основанные на классическом репертуаре, не имеют ничего общего с традиционным балетом. "В моих спектаклях почти нет музыки, главное – ритм. Вот, например, спектакль "Хорал": музыки там нет, основной звук – это наше дыхание", – рассказывает Мари.

Наши хореографы от традиций классического балета отказались принципиально. "Это язык музея-запасника, – говорят они, – а мы хотим рассказывать о себе и о том, что происходит вокруг нас". Участники фестиваля "ЦЕХ" шестой год подряд пытаются объяснить всем, что они не ансамбль народного танца и не эстрадный балет, они театр. Однако пока, у нас не спешат признавать актуальное танцевальное искусство. "Ты посмотришь фестиваль "NET", на котором постоянно присутствуют, как пример современного европейского театра, голландцы, французы, кто угодно. Мне очень нравится, что они показывают, но мое личное мнение, что есть и у нас не хуже истории, даже лучше. Тем, что они родились здесь", – утверждает хореограф Альберт Альберт. "Мне нравится, что появляются какие то новые люди, новые имена. Самое главное, что это не похоже ни на Баганову, ни на Понову, это не европейский танец, это какие то свои вещи, причем в очень разных направлениях", – говорит хореограф Саша Пепеляев.

Они не ищут признания заграницей, западные продюсеры давно в очередь стоят, чтобы заполучить постановки наших хореографов. Отсутствие штампованных приемов рождает самобытный современный танец. Традиции европейской хореографии у нас прижиться не могут. Почва не та. "У меня было очень точное ощущение: да это все очень здорово, это так классно, но какое это имеет отношение к нашей ситуации? Со всеми их фондами, распределениями денег, грантов. Здесь ничего такого нет", – рассказывает Татьяна Гордеева, танцовщица.

Все постановки Шуинар финансируются из государственной казны. Постоянные заграничные гастроли театра тоже в интересах страны и всячески поддерживаются государством. Наши театры танца об этом могут только мечтать. В России у современного танцевального течения полторы сотни последователей. С 7 по 12 декабря "ЦЕХ" представит шестнадцать танц-проектов из девяти городов России. В этом году фестиваль впервые получил поддержку министерства культуры, но пока только в виде скидок на рекламу.