08.12.2006 | 12:11

Уистлер и Россия

Из музея Метрополитен, галереи Тейт и других не менее знаменитых собраний Европы и Америки в Россию впервые прибыли шедевры Джеймса Уистлера. Все они – экспонаты выставки "Уистлер и Россия", открытие которой состоялось сегодня в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Рассказывают "Новости культуры".

Говоря о творчестве Уистлера, нельзя не обратить внимания на его биографию. Он родился в Америке, но считал себя художником мира. Он делил свою жизнь между Лондоном и Парижем, но его молодость прошла в Санкт-Петербурге. Вот почему на выставке его работы представлены в контексте связи его творчества с Россией.

"Искусство для искусства" - этот принцип Джеймс Уистлер исповедовал всю жизнь. Он часто писал портреты, на которых изображал семью, друзей и просто знакомых. Но главным для художника была не психология персонажей, а эксперименты с цветом и светом. Даже название картин связано у него с колоритом. Так, портрет философа и историка Томаса Карлейля называется "Аранжировка в сером и черном", а картина с изображением Сисели Александер - "Гармония в сером и зеленом. Ее портрет искусствоведы сравнивают с образами Веласкеса.

"Уистлер сам придумал модель платья, в котором позирует девочка, и интерьер комнаты, в которой она находится", - говорит Маргарет МакДональд – доктор искусствоведения из Глазго.

Так же, как и импрессионисты, Уистлер стремился передать состояние природы, найти в ней музыкальные ритмы. "Ноктюрнами" назвал художник свои пейзажи с Темзой. Уистлер не боялся критики и критиков и часто выигрывал в спорах с ними. Однажды он изобразил феейрверк. после чего появилась статья критика Рескина, в которой тот писал, что "Уистлер бросает банку краски в лицо публики". Художник подал на него в суд и выиграл процесс. Еще один скандал был связан с оформлением гостиной. Уистлер закрасил стены, покрытые антикварной кожей, зелено- золотистыми красками и нарисовал двух павлинов.

"Павлин с серебряным хохолком - это автопортрет, у Уистлера в волосах была белая прядь, - поясняет куратор выставки Галина Андреева. - А второй павлин с золотыми монетами, которые как дождь падают с оперенья - это богатый заказчик Лейланд".

Уистлер сложился как художник в России. Здесь он учился в Академии художеств, общался с известными мастерами. Его восхищали пейзажи Воробьева, марины Айвазовского " Последний день Помпеи" Брюллова.

СИНХРОН - "На этой выставке находится маленький пейзаж Левитана, прекрасный пейзаж. Очень похож на работы Уистлера. И мне кажется, было влияние от Левитана к Уистлеру", - говорит чрезвычайный и полномочный посол Великобритании в России Энтони Брентон

В Париже у Уистлера появились свои ученики. Одной из его учениц стала Анна Остроумова-Лебедева, которая приехала обучаться искусству офорта. Уистлер был реформатором в разных областях художественной жизни. Он заменил шпалерную развеску картин на более свободную. Красил стены в тон экспонируемым работам, делал оригинальные рамы, придумывал одежду музейным смотрителям, писал сценарии открытия выставки, чтобы привлечь зрителей, - так что мы сами не подозреваем, чем мы обязаны Уистлеру.