11.12.2006 | 12:21

Примирять, просветлять и нежить

Прославленный итальянский дирижер Рикардо Капассо ценит в музыке Моцарта особенное свойство: "примирять, просветлять и нежить". Маэстро считает, что людям XXI века это качество нужно больше всего. Для концерта с ансамблем духовной музыки "Благовест" в Большом зале Московской консерватории Рикардо Капассо выбрал "Коронационную мессу" немецкого гения. Рассказывают "Новости культуры".

Рикардо Капассо приглашает слушателей на репетиции и сам рассказывает о музыке в Италии, Австралии, Южной Африке и Америке, Говорит, просветительских концертов за рубежом не существует. Считает, это важно, чтобы люди понимали музыку. Цикл Жанны Дозорцевой в этом плане уникален и очень созвучен идее маэстро. В Москве Рикардо Капассо в рамках этого цикла уже исполнял "Реквием" Верди и Моцарта, "Времена года" Гайдна, мессу "Глория" Пуччини. В этот раз звучат немецкие гении Мендельсон и Моцарт. "Я бы спросил у Моцарта: "Что есть истина?", потому что великие композиторы в своих великих произведениях, будь это Брамс, Шуман, Вагнер, они ищут Бога, поднимаются к нему от земли, и только один композитор идет от Бога к человечеству. Потому что он, Моцарт, уже очень близок к Богу", – рассказывает Капассо.

Маэстро просит десять репетиций, чтобы каждый вокалист почувствовал трактовку дирижера. Знание латыни позволяет Рикардо Капассо находить в "Коронационной мессе" Моцарта очень много оттенков и особых красок, как в тексте, так и в музыке, что особенно интересно для исполнителей. "Он весь преображался на "Глории". Скрипки начали играть, как он говорил, и сразу совершенно изменялся и штрих у хора, и подача звука", – говорит художественный руководитель и дирижер ансамбля духовной музыки "Благовест" Галина Кольцова. "Когда Капассо на сцене, такое впечатление, что это он написал эту музыку. Ведь это редкое качество, когда исполнитель становится со-творцом", – утверждает лектор-музыковед, заслуженный деятель искусств России Жанна Дозорцева.

У каждого музыканта за роялем свое понимание Мендельсона, но только общее понимание канонов классической музыки – залог блестящей ипровизации Рикардо Капассо, Любови Тимофеевой, Мурада Адигезалзаде и оркестра. "Как он сказал, "con brivo": "В третьей части хорошо бы, вы играли con brivo". Нашу встречу можно как "con brivo" охарактеризовать", – говорит народная артистка России, Академик Международной Академии творчества Любовь Тимофеева. Следующая встреча с маэстро запланирована на следующий год, когда в Москве будет представлена редко исполняемая одноактная опера Пуччини "Джанни Скикки". Тогда снова, благодаря Рикардо Капассо, мы убедимся в правоте Мендельсона, который говорил, что ноты – это те же слова, но значительно определеннее слов.