12.12.2006 | 14:35

Бахус видит Ариадну

Коллекция Третьяковской галереи пополнилась шедевром выдающегося русского скульптора Михаила Козловского, автора памятника Суворову на Марсовом поле и фонтана "Самсон, раздирающий пасть льва", который венчает большой каскад фонтанов в Петергофе. Терракотовый барельеф "Бахус видит Ариадну, задремавшую на острове Наксос" не был введен в обиход искусствоведческой науки вплоть до 1991 года. Приобретение эталонного произведения знаменитого скульптора стало крупным событием не только для Третьяковской галереи, но и для всего музейного сообщества. Рассказывают "Новости культуры".

Сотрудники Третьяковской галереи считают, что им крупно повезло. В ее коллекции всего шесть скульптур Михаила Козловского, а барельефы вообще отсутствовали. Теперь шедевр на античную тему находится в зале, рядом с другими произведениями скульптора. О том, создана ли эта работа на заказ, или же Михаил Козловский сделал ее для себя, существуют лишь догадки. Известно лишь, что этот барельеф был создан им за границей в 1780 году. "В 1780 году он получил звание академика от Марсельской Академии, и здесь как раз связь с получением этого звания. Вероятно, он выполнил ряд работ, о которых мы не знаем, и эта – одна из них", – рассказывает заведующая отделом скульптуры XVIII – начала XIX веков Ирина Красникова.

Барельефы из терракоты были модны в XVIII веке, но сейчас их остались единицы. Этот прекрасно сохранился, хотя не обошлось без небольших повреждений. "Мы видим, что там ножка Ариадны отбита и потом подклеена, с тонировкой произошли какие-то изменения, где-то она подтонирована гипсом и, может, открытия будут, какие-то повороты в этом", – продолжает Ирина Красникова. Барельеф с Ариадной дает возможность изучить творческий метод Михаила Козловского. Терракота быстро сохнет, и, чтобы воплотить замысел, от автора требуется скорость и точность. "Где-то он стекой проходит, где-то пальцами просто прошел форму, и отпечатки его есть на глине. Потом это все сушится, обжигается и появляется этот терракотовый рельеф", – добавляет Ирина. После того как с этим шедевром познакомятся зрители, его отправят на обследование и реставрацию, и тут возможны новые открытия.