13.12.2006 | 12:22

Открылась выставка строгановского шитья

Забытое искусство – это возрожденное искусство. В Петербург привезли шедевры Строгановского шитья, уникального и почти утраченного мастерства. Как создать шелковую икону и чем красят нитки современные мастерицы, – об этом рассказывают "Новости культуры".

В лабиринтах училища барона Штиглица новую выставку искали "по звуку", причем смешанному. Женские голоса пели народные вологодские "думы", мужские – "Многая лета". Священников пригласили выставку не только освятить, но и проиллюстрировать. Церковное облачение – это ручная работа золотом по шелку, вариант XXI века. Как выглядела риза пятьсот лет назад, узнать сегодня уже невозможно. Искусство золототкачества утратили полностью с началом петровских преобразований.

"Забытая техника реконструируется. В том плане, что живых носителей не осталось к нашему времени, и реконструируется она по археологическим раскопам, по музейным произведениям", – рассказывает руководитель мастерской церковного шитья "Покров" храма Воскресения Христова Вера Казарина. Наглядное пособие по знаменитому строгановскому шитью находится в самом центре зала: лик Богоматери на шелке работы XVII века. На создание такой иконы уходили не просто месяцы, а целые годы. Чтобы нити засияли золотом, их отмачивали в ольховых шишках. Как оказалось, на века.

"Женщины из рода Строгановых руководили этими золотошвейными мастерскими. Они сами прекрасно вышивали, обучали мастериц. То есть, это из поколения в поколение, вплоть до XVIII века", – говорит главный хранитель Сольвычегодского историко-художественного музея Елена Парконен. Спустя столетия, церковная вышивка все еще остается искусством для избранных. На Россию, Украину и Белоруссию приходится всего десяток школ. Так называемое "светличное дело" изучают четыре года. Выдерживают только самые терпеливые ученицы. "Неженская" работа требует терпения и зоркости, поэтому каждая вторая мастерица носит очки.

"Хорошо, если есть задание, если есть заказы. Но, как правило, с заказами бывают проблемы, потому что это очень дорогостоящее ремесло. И поэтому часто бывает, что просто духовная потребность. Вот что хочется, то и вышивают, а, может быть, потом это кто-то купит", – рассуждает студентка Иконописной школы при Московской духовной семинарии Елена Даниленко. Мастера говорят: работы, как дети. Как только доведешь до совершенства, приходится расставаться. Поэтому выставка – настоящий праздник. Возможность остановить мгновение до Рождества, пока открыта экспозиция.