14.12.2006 | 11:22

Дирижер Александр Лазарев

Сегодня в Московском Доме музыки открывается первый персональный абонемент дирижера Александра Лазарева. Под его руководством будут играть три российских оркестра: Национальный филармонический, Государственный оркестр и Российский национальный оркестр. Лазарев стал известен после международного конкурса Герберта фон Караяна в 1972 году. Именно тогда его пригласили стать главным дирижером Большого театра. Ему было всего 28 лет. После восьми плодотворных лет в Большом и, позже, работы во многих оперных театрах мира маэстро впервые согласился на концертный абонемент в России. Об особенностях своей работы с музыкантами Лазарев рассказал в эксклюзивном интервью. Рассказывают "Новости культуры".

Оркестранты говорят, что билеты нужно продавать не только на ваши концерты, но и на репетиции. От оркестранта это все-таки не так часто услышишь. В чем тут секрет? Что должен знать дирижер перед репетицией об оркестре и произведении?

– Я не случайно говорю: "господа музыканты", во всем мире, на разных языках. Только что был в Париже, репетировал, я начал с фразы: "Господа, спасибо, что пришли". Я говорю совершенно искренне, потому как, "а мог бы и не прийти". Пришел. Поэтому моя задача обеспечить "господина музыканта" полноценным музыкальным материалом. То есть, ноты должны быть в полном порядке.

Для этого! Я обязательно должен встретиться с "господами концертмейстерами". Нет ничего хуже Новгородского вече, когда собственный коллектив говорит: "а здесь надо так". "Да нет же, – говорит Семен Иваныч, – давай лучше так". Вот этого не надо. Дирижер не должен присутствовать при этой кровавой схватке умов, понимаете? Это страшно.

Далее, ознакомившись с материалом, неплохо было бы рассказать "господам музыкантам", что это за сочинение. Музыкант любит слушать, когда ему рассказывают какие-то истории, дабы не играть. Еще желание у меня, чтобы на концерте не старались играть как можно лучше. Вот это всегда приводит к печальным результатам. "Вот щас мы дадим!" Вот этого не надо. Вот было хорошо на репетиции. "Лучшее – враг хорошего!". Ну вот, наверное, и все.