14.12.2006 | 12:42

Основоположник советского джаза

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Александра Цфасмана. Его называют создателем первого профессионального джазового оркестра "АМА-джаз". Кстати, именно этот коллектив стал прообразом инфернального оркестра, описанного Булгаковым в его "Мастере и Маргарите". Современные музыканты решили отметить юбилей основоположника советского джаза двумя концертами: 15-го декабря – в Доме композиторов, и 17-го – в Центре Павла Слободкина. Рассказывают "Новости культуры".

"Сегодня ты играешь джаз, а завтра тебя пригласят в Кремль", не разбираться, а наслаждаться. В случае с Александром Цфасманом именно так все и происходило. Его любили не только вожди. Цфасмана уважали и классические музыканты. Еще бы, ведь у него было консерваторское образование. Сам Шостакович просил сыграть Цфасмана партию фортепиано в некоторых своих произведениях, уверяя в письмах: "Сам я сыграть не могу. Для вас же это будет нетрудно". Однако, в основном, Цфасман играл все же джаз.

"Если какие-то концерты эстрадные, к нему приходили и кланялись, чтобы они сыграли две-три вещицы своих", – вспоминает композитор Тихон Хренников. Он жил с Цфасманом по соседству. Говорит, что тот был очень милым человеком и становился резким лишь в одной ситуации. "Он не давал никакого повода язвить над искусством, он был настоящим профессионалом своего дела", – говорит Хренников. Не только профессионалом, но и мастером разрушать стереотипы друзей своего единственного сына Роберта. "Приятели мои школьные говорили: "Вот, у вас там дома весело. Джаз, наверное, гремит. Нет, у нас дома аскетическая обстановка была. Папаша или работал, или читал", – рассказывает Роберт.

Не меньшее удовольствие Цфасману доставляло разведение роз и игра в теннис. Есть много фотографий, где он играет в теннис. Он вообще был очень спортивный и азартный. Азарт и профессионализм. Именно за эти качества уважали Цфасмана музыканты созданного им оркестра "АМА-джаз". Свое лицо, яркое и индивидуальное, – за это ценят Цфасмана музыканты современные. Анатолий Кролл, например, жалеет, что российская джаз-музыка мало что унаследовала от Цфасмана. "К сожалению, российский джаз так и не сумел найти свое лицо. Это предмет для моей грусти и грусти моих коллег. Мы научились быть очень неплохими исполнителями", – говорит Кролл.

Однако исполнить произведения Цфасмана – это даже сейчас надо суметь. Казалось бы, одни и те же инструменты, одна и та же музыка. Однако сейчас сыграть произведения Цфасмана не так-то просто. Что неудивительно: ведь до войны оркестр Цфасмана был в одном ряду с лучшими американскими бэндами. Дюк Эллингтон, Гленн Миллер, Бенни Гудмен и Александр Цфасман. Имена сопоставимые, считают музыканты, вопреки устоявшемуся мнению, что настоящий джаз есть только в Америке. Но Цфасман относился к тому разряду личностей, в отношении которых любой шаблон окажется неправильным.

Читайте также:
Александр Цфасман – портрет советского джаза