14.12.2006 | 13:19

В Новгороде открылась выставка изразцов

В Никольском соборе Великого Новгорода открылась выставка изразцов из фондов Государственного музея-заповедника. Выставлено двенадцать тысяч экспонатов. Большинство из них датировано XV – XIX веками. Рассказывают "Новости культуры".

Самые древние найдены на территории Великого Новгорода. Предполагают, что они служили для облицовки печей. Иверская мастерская производила только печную керамику. Однако со временем изразцы стали появляться и на фасадах новгородских храмов. На выставке можно увидеть практически все разновидности интерьерной и фасадной керамики. Коллекция Новгородского музея собиралась самым щадящим для архитектурных памятников способом. Изразцы находили во время раскопок или просто подбирали упавшие фрагменты со стен храмов. Именно поэтому и коллекция не так велика: всего около двух тысяч единиц хранения.

Двенадцать тысяч изразцов из коллекции Государственного исторического музея – это все, что осталось от церквей, разрушенных в 20-е – 30-е годы. В собрание новгородского музея попало лишь то, что сохранило для нас само время. "У нас самые ранние на выставке изразцы датируются, по стратиграфическим данным, XV веком. К сожалению, это единичные находки, которые обнаружены на территории города, немногочисленные. Сказать, как они использовались, довольно трудно. Развалов печей, которые были облицованы изразцами, нет", – расскащывает научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Людмила Яковлева.

Еще более древние находки археологов, которые специалисты называют даже не изразцами, а керамическими предметами, ученые датируют концом XII века. Предполагают, что и они служили для облицовки печей. "И вот эти протоизразцы, и собственно изразцы позволяют сделать вывод о том, что, наверное, какая-то местная традиция древняя существовала. Но очень осторожные предположения", – продолжает Людмила.

Зато точно известно, что изразцовые печи в домах знати появились лишь в начале XVII века, а в Европе – на три столетия раньше. Западное влияние на русское изразцовое искусство было огромным. Выставка из фондов новгородского музея дает возможность убедиться в этом. "Здесь представлены материалы известной мастерской Иверского Валдайского монастыря. Ее основали выходцы, видимо, из Белоруссии. Их называют мастерами белорусскими или литовскими. Они привезли сюда, прежде всего, знания. Они владели рецептурой приготовления многоцветных эмалей, и после возникновения этой керамической мастерской начинается, собственно, история рельефных полихромных изразцов", – отмечает Людмила Яковлева.