15.12.2006 | 23:52

Москва актуальная

Московский Музей современного искусства продолжает знакомить любителей живописи с проектом "Москва актуальная". Концепция проекта в том, что одному художнику отдается все пространство музея, где на четырех этажах он не только может представить свое искусство последних лет, но и должен разработать драматургию этого представления. Очередной звездой проекта стал Виктор Пивоваров, художник московского андерграунда, ныне живущий в Чехии, участник знаменитой "бульдозерной выставки". Рассказывают "Новости культуры".

Четыре этажа, скрепленные точной драматургией. Начинается все с "Посвящения" - лимонные головы времен и эпох, лимонные головы родных и близких, в которых перебродивший сок выплескивает в жизнь иногда круги и квадраты, иногда совершенно реальные образы - слона, или старый абажур над маминой лампой из детства.
Действие первое. "Лисы и праздники", мифы про всех и про вся. Рисунки для развития пространственного воображения детей и взрослых. Где в центре зала - многометровый свиток - сутра про список и сомнения.
Действие второе - едоки. Лимоны-фрукты, и лимоны-люди, и даже яичница - это блюдо из лимона. Действие второе - это кульминация. Чтобы дальше все стало ясно - все известно, все исследовано, создан атлас земной жизни, дальше - только небо. Рассматривать программную выставку Виктора Пивоварова безумно интересно. Но делать это надо очень неспешно. Лаконичность, заключенная в холсте или на листе, отнюдь не проста. Триедина - поэзия, философия, идея.

"Важно художнику найти свою мощную идею, которая больше, чем нужно на одну выставку – считает поэт Дмитрий Пригов. Эта мощная идея может развиваться 90 лет, 300 лет".

Пивоваров нашел свою тему, и свой перекресток времени, и свой перекресток стран. Эта тема - исследование человека - в полете и покое, в веках и в сиюминутном счастье-несчастье, в аду и в раю. Точнее, в райском саду. Время обозначено более четко - конец ХХ - начала XXI века. Оно обозначено через часы, где из одного в другое тысячелетие не песок сыплется, а перетекает сок лимона.

"Для меня это такой амбивалентный плод, который соединяет в себе и красоту, солнечность сияния, - говорит Виктор Пивоваров. - Он не пригоден к еде, он страшно кислый, и, одновременно, в нем есть какая-то сладость. И вот это соединение совершенно невозможных вещей и есть какая-то общая метафора этой выставки".

Четыре этажа, на каждом из которых - своя идея, связаны спиральным каркасом. Одновременно хрупким и прочным, как вечная библейская история. От райского сада - до окна в сад. Правда, и в том, и в другом растут лимоны. Лимоны штрихов карандаша и мазков кисти художника, и лимоны его поэтических строк.