18.12.2006 | 16:54

Оформление нот

Уникальная выставка открылась в Союзе журналистов на Гоголевском бульваре: в ее экспозиции - редчайшие образцы нотных обложек, созданных известными художниками. Рассказывают "Новости культуры".

Жизнь их яркая и короткая. Дешевая мягкая бумага. Частое использование. Подклеивание. Макулатура. Они печатались тысячами. Сохранились единицы. Массовое оформление нот началось в середине XIX века. Наибольший расцвет – 20-30-е годы века ХХ. А уже в 60-х красочные обложки исчезают. Но потрудиться над их созданием успели и книжные графики, и живописцы, и плакатисты. Братья Стенберг, Наталья Гончарова, Павел Кузнецов, Кирилл Зданевич, и даже Илья Репин. На выставке есть созданная им в 1872 году обложка к сочинению Мусоргского "Детская".
"Как график он рисовал, но в печатной графике работал не очень много и не очень успешно. А это – одна из лучших его работ", - говорит об обложке работы Репина автор выставки . Владимир Бисенгалиев.

Установить авторство удается далеко не всегда. Ведь обязательная информация – лишь название музыкального произведения и его автор. Это роднит нотную обложку с книжной. А вот титульного листа у нот обычно нет. И те сведения, что у книги могут быть расположены на титуле – у нот выносятся на обложку и явно ее не украшают. Часто ноты оформлялись в плакатном стиле. Иногда картинка сильно отличалась от характера самой музыки.

Библиографии по нотным обложкам не существует. На эту тему выпущена одна-единственная книга. В интернете – единичные статьи. Современные нотные обложки безлики, а ведь вся история мира переложена на ноты! Ее не начнешь с чистого листа. И заворачивать ее в белый лист тоже нельзя.