20.12.2006 | 12:41

Открылась выставка "Осколки черного континента"

Путешествие по дальним уголкам Южной Африки предлагает новая выставка, которая открылась в Арт-галерее "Арка" в Санкт-Петербурге. "Осколки черного континента" тщательно собирал голландский путешественник Кимберли ван Иперен. Рассказывают "Новости культуры".

Осторожно: за там-тамом дилетант! Любой африканец сразу отличил бы любителя музыки от профессионала. Жители черного континента на барабанах не играют. Они рассказывают истории. Так что ритм – своего рода второй национальный язык. Говорят, выучить его невозможно. "Нам бывает непросто понять друг друга. То, что для европейца искусство, в Африке используют в быту. Например, там-там. А то, что африканцы называют искусством, для европейцев носит прикладной характер. Например, шкуры животных. В Мозамбике никому в голову не придет, что они могут согреть. Там вообще греться незачем", – говорит коллекционер африканского искусства Кимберли ван Иперен.

Он уже несколько лет служит в Африке волонтером. Его работа – объяснить, что жилье можно строить не только из пальмовых листьев. В качестве стройматериала вполне подойдет и глина. Из нее, по традиции, в Мозамбике делают только статуэтки. Их, а также батик, бараньи шкуры и маски, коллекционер привозит из каждого путешествия. Предпочитает только новые предметы. Чем старше объект, тем больше энергетики он впитал. А значит, тем более опасен для человека. "Это искусство, но это искусство новое. То есть, например, можно увидеть у нас в витрине так называемые объекты скрэб-арта, – объекты, сделанные из металлического лома. Теперь уже в обиходе современных художников не только традиционные материалы, типа глины, камня или дерева, но они подбирают и то, что им цивилизация нанесла", – рассказывает арт-директор галереи Евгения Логвинова.

На эту выставку цивилизация нанесла мыльный камень, такой хрупкий, что по дороге в Петербург разбили статуэтку; эбеновое дерево, черное, как смоль, и крышку от кастрюли. Ее изящно изогнули и решили назвать "Африканской женщиной". Тем, кто среди плавных линий обнаружит острый угол, советуют рассмотреть скульптуру под другим углом. По традиции, в африканском искусстве нет канонов, и каждый деффект только лишний раз подтверждает право автора на собственный взгляд.