20.12.2006 | 13:57

Звучит Музыка нашей Родины

В столичном Колонном зале состоялся вечер-воспоминание "Музыка нашей Родины", посвященный столетию со дня рождения одного из первых советских джазменов Александра Цфасмана. Можно сказать, что с его именем связано официальное разрешение джаза в Советском Союзе и проникновение этого буржуазного искусства на уровень радиотрансляции и массового тиражирования. Дань памяти музыканту отдали джаз-оркестр "Ретро", "Moscow Band" Владимира Лебедева и все ценители творчества Цфасмана. Рассказывают "Новости культуры".

Колонный зал для концерта выбран неслучайно. Александр Цфасман и его оркестры играли в ресторанах, на торжественных мероприятиях, сборных концертах, а вот выступить самостоятельно на серьезных площадках смогли только дважды: в 1945-м году в Большом зале консерватории, где прозвучала впервые "Голубая рапсодия", и в 1946-м в Колонном зале. Так Цфасман расплачивался за обилие американской музыки и текстов в своем репертуаре. По этой же причине не вышли в тираж, а позднее были утрачены грампластинки с американскими шлягерами 30-х.

"Александр Борисович увлекся, записал много американских песенок, а это стало уже не актуально, и они исчезли", – говорит пианист Борис Фрумкин. Знаменитое "Интермеццо для кларнета с оркестром" – тоже американский след в творчестве Цфасмана. Ведь оно посвящено Бенни Гудмену, который неоднократно ее исполнял. Это первое джазовое произведение советского композитора, записанное американским музыкантом. Сейчас оно стало джазовой классикой, а потому и появилось в репертуаре ансамбля "Классического джаза" под управлением Валерия Киселева.

Большой композитор и виртуозный пианист. Редкое сочетание талантов, которыми обладал Цфасман и подвигал на труды других. "Я училась от него играть. Он говорил: есть пальцы, играй обязательно", – вспоминает народная артистка СССР, композитор Людмила Лядова. Молодые и начинающие Цфасмана побаивались, но уж если набирались смелости к нему подойти за советом, жалеть об этом не приходилось. Так, актер Олег Анофриев стал композитором, а его первые музыкальные опыты прошли худсовет.

"Потом я узнал, что Цфасман меня отстаивал. Он сказал, что мне неважно, как он это сыграет. Мне важно, что он чувствует", – рассказывает народный артист России Олег Анофриев. Вспоминали, как Цфасман за месяц овладел аккордеоном, как его фронтовая бригада дала 90 концертов; как после роспуска знаменитого оркестра Радиокомитета Цфасман не отчаялся, а снова пошел работать в сад "Эрмитаж" и набрал новый коллектив; как именно он в Сопоте присудил первую премию Тамаре Миансаровой за песню "Пусть всегда будет солнце". Цфасман – человек, чей жизненный настрой передают названия его шлягеров "На том же месте в тот же час!", "Я сегодня в хорошем настроении".

Читайте также:
Основоположник советского джаза