26.12.2006 | 12:11

"Живой труп" в Александринке

Сегодня в Петербурге состоится громкая театральная премьера. На сцене Александринского театра Валерий Фокин поставил "Живой труп". Знаменитая пьеса Льва Толстого – одна из самых репертуарных в литературном наследии классика. Однако в Александринке ее ставили нечасто: впервые в 1911-м году, затем уже в 50-х. Сегодня спектакль возвращается на знаменитую сцену. Рассказывают "Новости культуры".

"Живой труп" в трактовке Валерия Фокина практически неузнаваем. Ни знаменитого монолога "о трех путях", ни цыганского хора, ни даже самих цыган. "Это первый вариант пьесы, где нет цыган, а действие происходит не в Москве, а в Петербурге. Эти приметы жесткого железного города Петербурга присутствуют и в сценографии, и в оформлении спектакля, и даже в самом стиле игры", – говорит руководитель творческо-исследовательской части Александринского театра Александр Чепуров.

Острый детективный сюжет Толстой взял из жизни, вернее, из судебной хроники. В основе лежит реальный процесс над семьей Гиммер. Декорации просты и символичны. Художник Александр Боровский назвал их "подъездом жизни". Лестничные пролеты с клетушками квартир, лифт и подвал. Главный герой, отворачиваясь от жизни, не уезжает, а уходит в подполье. В прямом смысле. Спектакль для Валерия Фокина экспериментальный. Актеры говорят, еще никогда режиссер не погружался до такой степени в психологию героев.

"Доставал какие-то глубинные и очень точные вещи из каждого артиста для роли, для спектакля. И вот это самое сложное сейчас – собирать воедино, чтобы спектакль зажил, задышал, стал живым", – считает заслуженный артист России, исполнитель роли князя Абрезкова Николай Мартон. Суеверные актеры в успехе "Живого трупа" не сомневаются. Говорят, в нем не только переживания и чувства, но даже стиль речи и реплики абсолютно современные. Пьеса будто специально написана Толстым для сегодняшнего зрителя.