26.12.2006 | 13:20

Уроки великого Рембрандта

Уходящий 2006-ой год был объявлен годом Рембрандта. 400-летию великого голландского живописца посвятили выставки многие музеи мира. Среди них и Омский музей изобразительных искусств имени Врубеля. На открывшейся здесь выставке "Уроки великого Рембрандта", представлены знаменитые офорты мастера, а также копии гравюр и репродукции с рисунков художника, изданные в XVIII веке. Центральный экспонат выставки – уникальная копия знаменитой "Данаи". Рассказывают "Новости культуры".

Тридцать лет омская "Даная" пролежала в запасниках. Несмотря на пренебрежительное отношение искусствоведов к копийным работам, сотрудники музея бережно сохраняли полотно. Для начинающих омских художников, вынужденных изучать картины великого Рембрандта только по гравюрам, эта работа кисти неизвестного мастера была ценным учебным пособием.

Звездный час омской "Данаи" настал после трагедии в Эрмитаже, когда один из посетителей облил шедевр Рембрандта серной кислотой. Из шести российских аналогов "Данаи" именно омская работа стала спасительницей оригинала. Поскольку оказалась единственной в России копией в размер подлинника.

"С одной стороны, было раненое произведение Рембрандта, с другой стороны, – копия неизвестного художника. Но специалисты считают, что это все-таки воспитанник Петербургской академии художеств, что он копировал Рембрандта и старался разобраться в творческой манере мастера", – рассказывает главный хранитель Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Анна Чернявская.

Многие из представленных на выставке копийных работ, как говорят специалисты, со звездной родословной. К примеру, копийный портрет жены брата Рембрандта Адрианы – из уникальной коллекции живописи принцессы Елизаветы Саксен-Альтенбургской. Аналог "Смеющейся Саскии", оригинал которой хранится в Дрезденской галерее, – предмет гордости знаменитой Юсуповской коллекции.

Изучая собрание известного российского собирателя, советника Екатерины II Николая Юсупова, специалисты открыли имя малоизвестного голландского художника, ученика Рембрандта Питера де Гребера. В России хранится всего пять его работ. Одна из них, "Женский портрет", находится в Омске.

"Мы ни в коей мере не ставим на одни весы подлинные произведения и копийную работу, но мы начинаем понимать ценность копийных произведений", – утверждает Анна Чернявская. Не только понимать, но и осознавать важность образования, когда хорошо выученный урок способен иногда даже спасти творение учителя.