27.12.2006 | 11:27

Юбилейная выставка Александра Иванова

К 200-летию со дня рождения Александра Иванова Третьяковская галерея подготовила грандиозную выставку, которая разместилась сразу на двух площадках. На Крымском валу представлены живопись и рисунки мастера, в Лаврушинском переулке демонстрируются "Библейские эскизы". Для юбилейной выставки произведения предоставили Третьяковская галерея и Русский музей. Рассказывают "Новости культуры".

Самую главную картину Иванова "Явление Христа народу" на Крымском валу зрители не увидят. С одной стороны, это парадоксальная ситуация, с другой, – организаторы выставки решили разрушить представление об Иванове, как художнике одной картины. Впрочем, зрители смогут совершить виртуальное путешествие, разыскивая фрагменты "Явления Христа народу" по выставочному залу.

Экспозиция академического художника выглядит совсем не академично. В центр зала помещен огромный экран с изображением "Явления Христа народу", а рядом – станковые работы вместе с подготовительным материалом. Многочисленные эскизы и этюды позволяют заглянуть в лабораторию мастера, пройти вместе с ним путь поисков, которые совершил автор. В 1833-м году Иванов, наконец, находит тему для картины, которой он посвятил двадцать лет своей жизни.

"Он пишет, что "на страницах Евангелия от Иоанна я понял то, что я искал. И, как мне кажется, к этому сюжету еще никто не обращался". И это действительно так", – рассказывает куратор выставки Людмила Маркина. На выставке представлено около пятисот произведений художника: от самых ранних академических штудий, картин на античную тему, до таких шедевров, как "Мария Магдалина и Христос", и "Аполлон, Гиацинт и Кипарис".

Иванов был художником-реформатором. Он первым обратился к обнаженной женской натуре, что в 30-ые годы XIX века считалось вольностью для академического художника. Он также первым начал писать пейзажи с натуры, когда в России ранее никто подобного не изображал.

"Очень часто люди просвещенные, знающие иностранцы, когда им говоришь, что это 30-е – 40-е годы XIX века, они потрясаются: "Как, это до импрессионистов?". Это его ветка. Это его мальчики на берегу Неаполитанского залива, с голубыми рефлексами неба, как это ввели импрессионисты", – объясняет заместитель директора по науке Третьяковской галереи Лидия Иовлева.

Однако больше всего Иванова интересовали ответы на вечные вопросы: нравственность, совершенствование, художник и общество, на которые он пытался ответить в течение всей жизни.