27.12.2006 | 12:04

Сергей Колосов: от дипломного спектакля к телеприемнику

Когда в 1952-м году начинающему театральному режиссеру Сергею Колосову предложили сделать телеверсию его дипломного спектакля и показать на всю страну, молодой человек очень удивился. Телевизионного приемника у него не было. Вчерашний студент и понятия не имел, что в Советском Союзе уже появилась телевизионная аудитория. Конечно, он не предполагал, что с этого момента вся его жизнь будет связана с этим новым видом искусства и что в его историю он войдет, как основоположник жанра многосерийного телевизионного фильма. Сегодня Сергею Николаевичу Колосову исполняется 85 лет. Рассказывают "Новости культуры".

Сергей Николаевич только-только закончил работу над двухсерийным фильмом по рассказам Надежды Тэффи. О следующей картине предпочитает пока не рассказывать. Источник сюжета может быть самым неожиданным. "Я беру Брехта, потом Володина, потом Шекспира. Стараюсь разнообразить свои режиссерские возможности", – говорит народный артист СССР Сергей Колосов.

Достоверные детективные истории, дела, зафиксированные в документах под соответствующим грифом. Сергей Колосов первым открыл их для широкого экрана, не только не искажая при этом историческую реальность, но даже восстанавливая справедливость.

После выхода "Вызываем огонь на себя" прототипу главной героини, Анне Афанасьевне Морозовой, которая руководила интернациональным подпольем под Брянском, было присвоено звание героя Советского Союза. Владимир Стырне, сотрудник органов госбезопасности, история которого показана в "Операции "Трест"", был посмертно реабилитирован.

Сергей Колосов переработал шестьдесят томов архивного дела, а очевидцы событий давали информацию, к которой у режиссера не было доступа. Внимание к деталям и упорство у режиссера сохранилось от военной закалки – он прошел всю войну, – а умение работать в постоянной команде и чутье на актеров – от театральной школы и учителя Алексея Попова. Так, Колосов открыл Москве Армена Джигарханяна, случайно увидев его имя в афише. "Увидел афишу: первая роль – Джигарханян. Я, не видя ни человека, ни лица, сказал: "вот тот, кто будет играть"", – вспоминает Колосов.

Отстаивать свое мнение перед цензурой не всегда удавалось. Самое болезненное вмешательство – в картину "Помни имя свое". Колосов называет ее самой тяжелой своей работой. Так и остался неосуществленным замысел фильма по Шекспиру "Как вам это нравится", о чем режиссер жалеет больше всего: там была прекрасная роль для Людмилы Касаткиной – ангела-хранителя, главной актрисы в жизни Колосова. Друзья называют их "Колосаткины". Бурные обсуждения в семье всегда завершаются миром. Результат – двенадцать совместных работ. "Вдруг начинаем кричать. Надо так снимать, – нет, так. Входит мама и говорит: "Дети, разойдитесь". Людмила Ивановна и Сергей Николаевич друг с другом только на "Вы". Такая дистанция помогает всегда быть в форме. Ведь скоро предстоит новая работа.

Сегодня почитатели таланта, друзья и коллеги Сергея Колосова соберутся в Центральном доме работников искусств. Там пройдет вечер, посвященный 85-летию кинорежиссера.

Читайте также:
Документирующий легенды