27.12.2006 | 15:35

История в объективе

Финалом празднований юбилея Российского государственного архива кино- и фотодокументов, который отмечал в этом году 80-летие, стало открытие фотовыставки. Она называется "Россия – история в объективе" и разместилась в Главном архивном управлении. От первых отечественных дагеротипов до уникальных кадров хроники сороковых годов – картины живой истории России ХХ века. Об истории в объективе рассказывают "Новости культуры".

Все телевизионщики и режиссеры документального кино знают: если нужны редкие кадры для передачи или фильма, нужно обращаться в Красногорский архив. Там найдется практически все. Самое интересное, в основном, в виде фотографий и альбомов, архивисты, буквально "оторвав от сердца", теперь с гордостью демонстрируют широкой публике.

"Архивист – это такая уникальная профессия, честно говоря. Это люди, которые всю душу в дело вкладывают и даже часто из материалов не выдают что-то, чтобы приберечь, чтобы оно лучше сохранилось", – признается директор Российского государственного архива кино- фотодокументов Людмила Запрягаева.

История страны, рассказанная в образах и деталях, а не в скучных датах, увлекательна. От таких курьезов, как рекламное объявление фотографа Императора Николая Второго, до вполне серьезных и масштабных фоторабот Игнатовича, Оцупа и Родченко. Найдутся изображения и первых экспериментов с фотокамерой императрицы Александры Федоровны, и зафиксированная на пленке ликвидация безграмотности в стране в 30-е годы.

"Мы постоянно пользуемся этим, берем ту или иную картину, и почти в каждой обращаемся к архиву, потому что ищешь необходимый кадр", – говорит кинорежиссер, профессор ВГИКа Виктор Лисакович. "Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, и это действительно так", – убежден главный редактор журнала "Советское Фото" – "Фотография" с 1994 по 2000 годы Григорий Чудаков.

Искать какую-либо систему в экспозиции архивного богатства, бессмысленно. За сто лет, от середины XIX до середины ХХ века произошло слишком много событий. Однако можно увидеть время в красноречивых деталях и, что немаловажно технику, с помощью которой отечественные фотографы и операторы пытались поймать время.

Читайте также:
Киноархивы имеют право на бессмертие

История, зафиксированная на пленке