29.12.2006 | 13:08

Человек, который увидел ангела

Ровно двадцать лет назад ушел из жизни Андрей Тарковский, великий русский кинорежиссер. Он стал классиком еще при жизни, как и его отец – поэт Арсений Тарковский. "Андрей Рублев", "Солярис", "Сталкер", "Ностальгия". Эти фильмы – явление в мировом кинематографе. Тарковскому не было еще и 30-ти, когда о нем заговорили как о большом режиссере. Первая полнометражная работа "Иваново детство" сразу же получила мировое признание. Рассказывают "Новости культуры".

Андрей Тарковский поступил на арабское отделение Института востоковедения, но через год учебу бросил и переквалифицировался в геолога. А через семь лет уже работал на "Мосфильме". "Это один из мифов: Тарковский – незрительский режиссер. У него всегда было много поклонников", – утверждает режиссер Карен Шахназаров.

За фильм "Иваново детство", первую полнометражную работу, он взялся, можно сказать, случайно. На "Мосфильме" съемки шли полным ходом, но фильм не получался. Тогда Михаил Ромм предложил доработать эту картину Тарковскому. Андрей вместе с Андреем Кончаловским переписали сценарий. В нем появились сны – возвращение в прекрасное довоенное время Ивана. В итоге, Тарковский снял картину заново. "Иваново детство" в 1962-м году получает Гран-при в Венеции.

Путь "Андрея Рублева" к зрителю был нелегким. Картина "легла на полку" почти на семь лет. Замысла Тарковского не поняли, фильм назвали скучным и безыдейным. Символично, что участь "Рублева" постигла и "Зеркало". В официальной прессе лента подверглась нападкам. Зато зритель принял фильм сразу. В нем, словно откровение, – рассказ о художнике, поэте, Вселенной. Критики называют ленту "осколками разбитого зеркала". Режиссер говорил, что перепробовал двадцать вариантов монтажа, "сработал" лишь двадцать первый вариант, и фильм начал выстраиваться. ""Зеркало" имело колоссальный успех, я помню кинотеатры ломились, люди приезжали даже из других городов", – вспоминает Шахназаров.

Снять картину о ностальгии – таком типичном только для русских состоянии души Тарковский задумал еще в 70-ые. Конечно, Госкино идею не одобрило. Тогда режиссер уезжает в Италию, и "Ностальгия" появляется там. Для фильма свою родину Тарковский воссоздает на фоне итальянского пейзажа. Работая над "Ностальгией", он говорил: его герой будет тосковать по родине, сидя в мрачной комнате, похожей на больничную палату. Ровно через три года русский режиссер Андрей Тарковский умирает в клинике под Парижем. На его могиле на кладбище Сен Женевье Дю Буа надпись: "Человеку, который увидел Ангела".