09.01.2007 | 10:50

"Спартак" – долгожитель Большого театра

Восьмидесятилетие Юрия Григоровича Большой театр отмечает фестивалем мастера. Хореограф более тридцати лет определял политику главной балетной сцены страны. Неслучайно эти годы называют "золотым веком Большого". Сейчас в репертуаре театра девять его постановок. Впрочем, сам Григорович на фестивальных спектаклях не присутствовал, так как был в Краснодаре, где готовился к юбилейному вечеру. Сегодня туда выезжают солисты Большого, чтобы танцевать в честь Юрия Григоровича. Фестиваль в Москве завершился знаменитым "Спартаком" – спектаклем, который в семидесятые был визитной карточкой Большого театра. Рассказывают "Новости культуры".

"Спартак" Григоровича – долгожитель в Большом. Он пережил две постановки: Якобсона и Моисеева. В семидесятых спектакль шел каждый месяц, а сейчас – два или три раза в год. "Это связано с большой отдачей, физической и актерской", – объясняет народный артист России Юрий Клевцов. Он знает все балеты Григоровича. Партию "Спартака" танцует уже четырнадцать лет. По эмоциональности и нагрузке балетов, равных "Спартаку", немного. В Большом всего два-три танцовщика могут танцевать эту партию. "Спартак практически не касается сцены. Это требует сил и отдачи", – продолжает Юрий Клевцов.

Михаил Лавровский первым исполнил партию "Спартака" в Лондоне в конце шестидесятых. До сих пор помнит ажиотаж, поднятый вокруг спектакля. "Спартак" затмил даже "Лебединое озеро" – визитную карточку Большого. "Время требовало другой личности. Появился Спартак и Красс", – вспоминает народный артист СССР Михаил Лавровский.

На время постановки "Спартака" Арама Хачатуряна отправили на гастроли в Латинскую Америку. Этот дипломатический маневр позволил Григоровичу купировать музыкальную партитуру и сделать черновой вариант спектакля. Вернувшись, композитор, скрипя сердце, признал, что музыка и танец совпали. Сделано это было гениально. Сами музыканты признаются, что музыка Хачатуряна для них – настоящий адреналин, а бои гладиаторов они переживают, как собственную битву. "Очень много музыки. Слишком всего много хорошего", – говорит дирижер Павел Сорокин.

Первые исполнители Спартака и Красса – Владимир Васильев и Марис Лиепа вошли в историю мирового балета. До сих пор никому не удалось сделать эти образы лучше. Впрочем, Большой не сбрасывает "Спартака" со счетов. После фестиваля в Москве солисты театра едут в Краснодар, где также будут танцевать этот балет, а затем юбилейную эстафету примет Ковент-Гарден.