10.01.2007 | 11:58

Через века – к Бетховену

Уникальную возможность услышать сочинения Бетховена такими, какими их слышали современники композитора, получили меломаны, которые пришли минувшим вечером в Малый зал Московской консерватории. Сонаты немецкого гения исполняли виолончелист Александр Рудин и пианист Алексей Любимов. Со сцены звучало оригинальное фортепьяно XIX века. Рассказывают "Новости культуры".

Стандартная процедура – настройка инструмента перед концертом – сегодня напоминает консилиум врачей. Пациенту 167 лет, а звучать должен, как новый. Конечно, по меркам своего времени, и главный принцип музыкантов сродни врачебному: не навреди. Концерт начинают на двадцать минут позже.

Из более чем тридцати сонат, созданных Бетховеном, Рудин и Любимов выбрали три: Первую, Пятую и Девятую – раннюю, позднюю и редко исполняемую. Девятая, Крейцерова соната, хоть и исполняется на инструменте – ровеснике самого композитора, в XIX веке звучала все же иначе. Написана была для скрипки. Ученик Бетховена переработал ее для фортепиано. С тех пор каждое исполнение сонаты – стремление к загадочному идеалу, и сегодняшний эксперимент радовал полифонией. Дело в том, что звучание разных регистров старинного инструмента контрастнее, чем у современного фортепиано, имеющего не деревянную, как раньше, а металлическую раму.

"Именно благодаря требованиям Бетховена и его современников, клавирные мастера стремились к усилению звучности инструмента, объемности звучания", – объясняет народный артист России Алексей Любимов. И все же вчера главным была не звучность инструмента. И даже не синтез старинной формы и содержания. Главным стал тот мостик, который перебросили через века музыканты, принцип которых сродни врачебному – не навреди.