13.01.2007 | 10:30

Секреты "Поверженного Демона"

"Поверженный Демон" Врубеля попал в Третьяковскую галерею в 1906-ом году и с тех пор находится в постоянной экспозиции. Из-за больших размеров и хрупкости холста эту картину никогда не вывозили на какие-либо выставки. В прошлом году, когда отмечалось 150-летие со дня рождения художника, было решено отреставрировать зал Врубеля и заодно проверить состояние "Демона". О том, что необходимо сделать для сохранности полотна, шла речь на расширенном реставрационном совете. Рассказывают "Новости культуры".

"Лилово-синий мир" – так называл Блок эту картину Врубеля, которая до сих пор не изучена полностью. До сегодняшнего дня не было известно, в какой технике написано полотно: в смешанной, или только маслом. Ведь от этого зависит способ реставрации. К тому же, холст в отдельных местах оказался перегружен краской. Художник любил писать густо, в несколько слоев. Кроме того, "Поверженного Демона" Врубель переписывал в 1902-ом году прямо на выставке художников объединения "Мир Искусства". Тогда вместо одной вытянутой руки появились две, заломленные за спину.

Из-за больших размеров картины художнику пришлось использовать два холста, причем разного качества. Там, где проходит шов, образовалась трещина. "Механически постоянно холсты находятся в движении. Причем, в разном. Конечно, кардинальным решением была бы дублировка, но не хочется. Жалко раньше времени вторгаться", – говорит реставратор Екатерина Волкова.

Чтобы уменьшить движение холста, на месте шва решено сделать специальный подрамник. Будет также укреплен красочный слой. В результате проведенных в НИИ Реставрации исследований, установили, какими красками пользовался художник. "Очень характерно для живописи модерна использование металлических, перетертых порошков в качестве красок, – то, что мы называем бронзовой краской с цинком. В качестве серебристой, металлической краски использовано измельченное олово", – рассказывает ведущий научный сотрудник НИИ реставрации Светлана Писарева.

В плохом состоянии находятся кромки картины и рама, которую будут реставрировать в багетной мастерской. "Рама у этой картины, она тоже авторская. Она в ужасном состоянии, потому что Врубель использовал там, как материал, еще и бархат, который весь истрепался, истерся до основы", – объясняет главный хранитель Третьяковской галереи Екатерина Селезнева.

Закончить реставрацию "Демона" предполагается уже в мае. Третьяковка продлила свой юбилейный год до конца весны, и открытие обновленного врубелевского зала с восстановленной картиной поставит точку в праздновании 150-летия галереи.