13.01.2007 | 16:18

Премьера "Чайки" в Александринке

Герои чеховской "Чайки" встали на балетные пуанты и в прямом смысле теперь будут "парить" над сценой. Новаторскую версию знаменитой пьесы сегодня представил Борис Эйфман. Проблема поиска новых прочтений была решена хореографом радикально – переходом на принципиально иной язык. Премьера балета прошла на сцене Александринского театра. Рассказывают "Новости культуры".

Почти сто двадцать лет назад на афишах Александринского театра уже красовалось сообщение о премьере чеховской Чайки. Но то была классическая версия, а сейчас – балетная драматургия Бориса Эйфмана, новатора и классика одновременно. Из публики почти никто не знал, какой именно сюрприз кроется в новой постановке, но настрой был, как минимум, на захватывающее зрелище.

"Как мы ждем выхода новой книги, если писатель интересен, как ждем открытия выставки, если художник того стоит, так же мы ждем новой постановки, которую делает человек нестандартный", – говорит главный герольдмейстер России Георгий Вилинбахов.

Под редко исполняемые произведения Сергея Рахманинова – вечная тема – проблема "нового" в искусстве. И, кажется, те же герои, но Тригорина Эйфман превратил в знаменитого хореографа. В противовес ему Треплев – дерзкий новатор; Нина Заречная не актерствует, а танцует, соперничая с примой Аркадиной. На сцене – типичные интерьеры балетного класса. "Если бы я пытался иллюстрировать текст, у меня ничего бы не получилось. Я хотел, прежде всего, показать дух чеховской пьесы, его философию", – говорит Эйфман.

"Чайку" Борис Эйфман мог поставить еще в конце 70-х. Тогда в Большой театр его приглашала Майя Плисецкая. Но хореограф вынашивал замысел балета "Идиот", и выбор пал на Достоевского. И вот, наконец, чеховские мотивы, щедро приправленные современностью. Фантастически красивый рисунок танца требует от исполнителей высочайшего мастерства: на сцене – классические па, пластические этюды и даже уличный хип-хоп.

"Борис Яковлевич очень верен себе, он всегда находит интересные ходы и всегда может в класической драматургии найти ходы к современности, не пошлые, не тривиальные, а очень глубокие", – считает балетный критик Светлана Севинская. "Чайка" как подарок себе и своим артистам. Эту премьеру Борис Эйфман посвятил 30-летию труппы Академического театра балета. Юбилей объединит Петербург и Москву. В феврале хореограф обещает собрать на одной сцене почти всех "звезд" российского балета: Лопаткину, Вишневу, Рузиматова, Захарову, но не для пафоса. Борис Эйфман считает: "Эти профессионалы могут открывать неизвестное в известном, а это в творчестве – самое интересное".

Читайте также:
Эйфман поставил чеховскую "Чайку"

"Чайка", балет о балете