15.01.2007 | 14:59

Древнерусские иконы в Италии

Западным любителям русской старины хорошо известен итальянский город Виченца. Здесь, в музее "Дворец Леони Монтанари", хранится самое крупное в Западной Европе собрание древнерусских икон. Часть из них осталась в галерее от бывших владельцев, часть приобретена на крупнейших аукционах. Об уникальной коллекциии икон XIII – начала ХХ веков Рассказывают "Новости культуры".

Для итальянцев русские иконы – это явление культуры, с которым они столкнулись впервые. В отличие от живописи, в иконах другая стилистика пространства и отношения ко времени. Вместо прямой перспективы используется обратная. К тому же иконы проникнуты вечностью. Все это необычно для зрителей, которых привлекают на выставках лишь известные имена. Иконы же, как правило, безымянны. Так что пришлось начинать с азов: объяснять символику древнерусского искусства, писать для публики подробный комментарий.

Знакомство с иконой превратилось в своеобразный ритуал: полумрак, духовная музыка, специальные выгородки создают камерную атмосферу, когда зрители могут почувствовать себя наедине с иконой и погрузиться в собственные раздумья. "Мы решили окутать темой мистицизма те или иные произведения, чтобы был непосредственный контакт зрителя с той или иной иконой. Но, конечно, при этом мы имели в виду и сюжет", – рассказывает Фатима Терца, директор музея "Дворец Леони Монтанари".

В галерее представлены и различные школы живописи: новгородская, псковская, московская. Знакомство с древнерусским искусством начинается с Царских врат. Затем следуют иконы, обычно украшающие иконостас. Заметное место отведено изображениям Христа и Богоматери. В коллекции находятся такие шедевры, как икона Ильи Пророка XIII века, Владимирская икона Божьей Матери XV века. Для изучения древнерусского искусства из России были приглашены самые известные специалисты. Они помогли исследовать коллекцию и составить каталог. Часть икон была направлена на реставрацию. Для этого при музее была создана специальная лаборатория.

"Я пригласила вас в секретное, потаенное место, доступ в которое ограничен. Это и есть наш запасник", – продолжает Фатима Терца. Однако и в это хранилище могут попасть специалисты и студенты, изучающие русскую культуру, тем более, что рядом находится библиотека по древнерусскому искусству, в которой хранятся редкие издания: каталоги и справочники. "То, что делают студенты, тоже помогает нам понять то, как Италия воспринимает искусство, рожденное в России", – добавляет директор. Стоит только отправиться в музей "Леони Монтанари".