16.01.2007 | 13:36

Евгений Лебедев: путешествие из Тбилиси в Петербург

Вчера исполнилось 90 лет со дня рождения Евгения Лебедева. В Санкт-Петербурге на сцене театра "Русская антреприза" прошел театрализованный вечер "Его величество Артист". В родном театре мастера – в Большом Драматическом – 17-го января состоится вручение премии имени Евгения Лебедева. Миниатюрную статуэтку Холстомера вручат Валерию Ивченко за роли в пьесах русской классики. О творческой судьбе народного артиста СССР Евгения Лебедева Рассказывают "Новости культуры".

Евгений Лебедев мечтал о том, что у него появится внук. Евгений Лебедев-младший родился через год после смерти своего великого деда. Пока восьмилетний Женя знает только некоторые его роли: Бабу-Ягу, доктора из кинофильма "Приключения желтого чемоданчика" и Холстомера.

В одном доме Евгений Лебедев и Натэлла Товстоногова стали жить в 1964 году. В квартире рядом поселился брат Натэллы – режиссер Георгий Товстоногов. Так получилось, что все трое познакомились в Тбилиси еще во время войны. Натэлла тогда была школьницей, ее брат и Евгений Лебедев были ровесниками и работали в местных театрах. В Тбилиси Лебедев, сын расстрелянного священника, попал после окончания Московского городского театрального училища. Уже тогда каждая его роль в тбилисском ТЮЗе была событием. "Там была работа "Пудель Артемон", которая предвосхитила Холстомера", – рассказывает вдова народного артиста СССР Евгения Лебедева.

Он хотел работать в Московском Малом театре, где много ставили Островского, но получилось так, что в 49-м перебрался в Ленинград и стал работать у Товстоногова. "Что бы ты ни делал, в деле твоем должна быть вера" – говорил двадцатилетнему Евгению отец-священник. Трудно сказать, какие роли лучше всего удавались Лебедеву. Он был невероятно работоспособен и требователен к себе. Все же некоторые персонажи были будто написаны специально для него. Например, Бессменов в "Мещанах".

Над каждой ролью Лебедев работал и после премьеры, даже во сне видел, как надо играть. Но этот спектакль – случай особый. Лебедев написал труд "Мой Бессменов", где изложил внутренний монолог роли. Профессионалы говорят, это единственная в мире подобная книга. Он был талантлив во всем. Его приглашали учиться в Московскую консерваторию, он отказался, потому что у него был тенор, а не бас, как у отца. Однажды в Тбилиси придумал костюмы для целого спектакля. Многие гениальные находки были именно его. Например, знаменитый Холстомер. Лебедев придумал сцену смерти с красной ленточкой, символизирующей кровь, и крик Холстомера, леденящий душу.

Одаренный художник, Лебедев сам придумывал нужный образ, сам гримировался. Сохранилась масса автопортретов в разных ролях, нарисованных не привычными красками, а гримом. "Сложный грим он наносил сам", – вспоминает заведующая гримерным цехом БДТ Наталия Кузнецова. Он торопился жить. Играл в театре и кино, рисовал, вырезал скульптуры, писал книги. Он играл даже после инсульта.

Все материалы по теме>>>