19.01.2007 | 12:28

Восемьдесят – это всего лишь два раза по сорок

Концерт в Большом театре в честь 80-летия Юрия Григоровича открыли герои легендарного "Спартака". Затем был исполнен фрагмент балета "Золотой век", а завершил праздничное представление "Щелкунчик". Маэстро больше тридцати лет работал в качестве главного балетмейстера главного театра страны. Московские артисты участвовали в юбилейном вечере в Краснодарском театре балета, который сейчас возглавляет хореограф. Во вчерашнем концерте был занят весь цвет Большого. Рассказывают "Новости культуры".

Это тот самый день в Большом, когда у всех служб готовность номер один. Сам Юрий Григорович в театре с утра. Почти до упора – репетиция. "Репетицию мы сегодня проводили с утра почти до пяти часов. Очень серьезная была работа. Постановочная часть очень внимательно работала, смотрела декорации, – говорит Григорович, – это очень трудно три спектакля, по сути, по декорациям сделать в один вечер". Маэстро по привычке контролирует все сам. Работает со старой командой, которая понимает его с полуслова.

Художник по свету Александр Рубцов работал над всеми спектаклями Григоровича. В этот вечер в ходу весь свет Большого, – а это пятьсот прожекторов. "Он требовал, чтобы все было светлее", – рассказывает Александр.

Главный принц Большого Николай Цискаридзе выйдет в заключительном, третьем отделении. С легкой руки Григоровича он станцевал партию Щелкунчика больше шестидесяти раз. "Он сам выбирал состав. Хотел, чтобы именно я закрывал этот вечер. Наверное, это символизирует то, что я был последним танцовщиком, которого он вывел на сцену, когда был художественным руководителем Большого театра", – считает Цискаридзе.

Дирижер Александр Копылов прогоняет наиболее сложные фрагменты из "Щелкунчика". Всю партитуру знает наизусть. С Григоровичем познакомился на постановке "Легенды о любви" в Новосибирске сорок лет назад. До сих пор удивляется его абсолютной музыкальности. "Григорович закончил Ленинградскую консерваторию. Редко кто такое музыкальное образование имеет. Поэтому у него так получается прекрасно с музыкой", – объясняет дирижер.

Владимир Щербаков, вначале сам танцевал балеты Григоровича, теперь он ведущий режиссер спектаклей. За пультом уже пятнадцать лет. Попадание танца, света, музыки в балетах Григоровича идут на доли секунд.

В этот вечер в Большом собрался весь бомонд. Анастасия Волочкова после Большого и Мариинки танцует у Григоровича в Краснодаре. "Юрий Григорович владеет Большим театром. Входя в зал, он встречал всегда такую ситуацию, когда люди вставали, не могли сидеть в его присутствии. Я знаю, то же самое происходит сегодня в Краснодаре", – говорит заслуженная артистка России Анастасия Волочкова.

На спектаклях Григоровича зал всегда был забит до отказа. В этот вечер нет даже намека на свободные места. Появление маэстро публика встречает стоя.

В этот вечер на сцене весь цвет Большого театра. Открывает программу "Спартак" – балет, побивший популярность даже "Лебединого озера". Визитная карточка Большого в семидесятые.

В главной партии – Денис Матвиенко – еще одна звезда, открытая Юрием Григоровичем на Десятом конкурсе артистов балета. О своих планах с Григорович пока ничего не говорит. Но за кулисами Большого витают слухи, что маэстро встречался с Пендерецким и обсуждал с ним одно небезынтересное название: "Мастер и Маргарита".

Читайте также:
Большой праздник в Большом театре

Вечер Григоровича в Большом

К юбилею мэтра хореографии