19.01.2007 | 13:46

Возрождается старейший Иоанно-Предтеченский монастырь

19 января православные христиане празднуют Крещение Господне. Этот праздник существует в память о евангельском событии, когда тридцатилетний Иисус был крещен в водах реки Иордан Иоанном Крестителем. Именем проповедника покаяния, возвестившего явление Спасителя в мир, назван и старейший московский монастырь – Иоанно-Предтеченский. Уникальный архитектурный комплекс сейчас возрождается из руин. Рассказывают "Новости культуры".

Монастырь в мегаполисе – явление удивительное. За толщей каменных стен скрыты труды и дни обители, знавшей и времена расцвета, и времена упадка. Богатую историю преданий и вековых камней пытаются сохранить обитательницы монастыря. Сейчас их семнадцать. "Начало возникновения монастыря относят к царствованию Василия Третьего, когда рождается долгожданный наследник, впоследствии – царь Иоанн Васильевич. То есть, возникновение связано с Иоанном, святым покровителем Грозного", – рассказывает инокиня Досифия.

Перед иконой Иоанна Предтечи молились и русские цари, и старцы. Святыня вернулась в храм только пять лет назад, вскоре после того как главный храм монастыря стал возрождаться. ХХ век не пощадил эти строения: была здесь и тюрьма, и архив НКВД. Практически вся уникальная роспись XIX века в главном храме – творении архитектора Быковского – была уничтожена. Стены просто вычистили щетками и забелили. Три четверти территории были отданы в распоряжении школы милиции. В подвале храма было стрельбище, и первые инокини возрождающегося в конце ХХ столетия монастыря вынуждены были договариваться с милицией о времени: когда стрельба прекращалась, в храме начинали молиться.

С началом молитв и началось восстановление. Стали помогать и профессиональные реставраторы, и Москомнаследие, да и сами инокини не оставались в стороне. "Медицинскими инструментами из малейших трещинок-впадин, выуживали слои краски и на протяжении многих часов с матушкой Досифией их изучали, чтобы иметь хоть малейшую зацепку за тот цвет, который был в куполе, – вспоминает архитектор-реставратор Дмитрий Журавлев. – Собор собрал в себе и продемонстрировал уроки античного и ренессансного искусства, весьма органично сплавив с чертами русского классического искусства и древнерусского зодчества".

Теперь херувимы и силы небесные засияют всеми своими красками: от небесно голубого до золотого. Дел в монастырских стенах день ото дня больше. Обитель расширяется и укрепляет свои пределы, чтобы нести добро и веру во имя проповедника, принесшего миру Благую весть.